Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Настоящая публикация подсказана Вашими комментариями, дорогие мои читатели. В них высказан живой интерес к публикациям, активное обсуждение жизненных ситуаций, критические замечания и поставлены диагнозы умственных способностей автора. Это привело меня к мысли написать о том, а как же строились автомобили в последние годы существования СССР?
Советские автомобильные заводы работали в системе плановой экономики, которая могла давать сбои, приводившие к несвоевременной поставке тех или иных материалов и комплектующих. Выполнение плана способствовало премированию коллективов и отдельных людей, получению призовых мест в социалистическом соревновании (дополнительное финансирование), продвижению по службе и решению других проблем в жизни человека.
Значительная часть советских людей жили с сознанием «всё вокруг народное – всё вокруг моё» и принимаемые решения должны были подтверждать это понятие и быть на пользу отдельной личности и коллективу. Для выполнения плана иногда принимались решения, которые противоречат нормам здравого смысла. Причём для оправдания правильности принятия этих решений применялись вполне позитивные формулировки: «по просьбе трудящихся», «в связи с производственной необходимостью» или «по ходатайству трудового коллектива».
Мне приходилось сталкиваться с такими фактами при работе в автомобилестроении. К примеру, для исключения остановки конвейера при отсутствии колёсных дисков одной модели, могло приниматься решение о применении дисков другой модели на определённую партию автомобилей или срок. Для этого выпускался документ, который подписывался ведущими специалистами завода и утверждался главным инженером.
Аналогичное решение могло приниматься при отсутствии листового проката нужной толщины. При этом применялся прокат меньшей толщины с соответствующими усилениями. При отсутствии заготовок в виде поковок принималось решение об изготовлении сварного варианта узла. Дефицит краски зелёного цвета способствовал выпуску автомобилей или специальной техники на их базе другого (имеющегося в наличии) цвета. Самым невероятным, на моей памяти, было решение выпускать автомобили без двигателя, установка которых производилась в следующем отчётном периоде, по мере поступления.
Были случаи, когда эти отклонения от конструкторской документации становились вариантом конструкции на многие годы и первоначальное конструкторское решение забывалось. Напоминали о несоответствии представители Госприёмки, которая была введена в 86-м году как административный метод улучшения качества продукции в годы «перестройки». Предполагалось путём создания ещё одного звена контроля, без внедрения технических средств, требующих финансовых вложений, достичь нужных результатов.
Впоследствии выяснилось, что дополнительный контроль способствовал полной остановке производства. Для его возобновления пришлось написать кучи документов, согласованных с руководителями Госприёмки, разрешающих выпуск автомобильной техники. В согласованных документах устанавливались сроки внедрения технических мероприятий, способствующих упразднению обходных вариантов и предположительному повышению качества автомобилей.
Из-за отсутствия финансовых средств согласованные сроки выполнялись не все. Допускать остановку производства и отправку трудящихся в административный отпуск не разрешалось политикой партии. Все руководители Госприёмки являлись членами партии. Под нажимом партийного руководства создавались новые разрешающие документы с новыми сроками, которые так же не выполнялись. Так продолжалось до отмены Госприёмки.
Все эти примеры говорят о том, что наша жизнь весьма разнообразна, непредсказуема и часто не соответствует нашим представлениям о ней, оставаясь прекрасной и данной человеку для счастья. Если эта тема будет интересна для Вас, мои дорогие читатели, то она может быть продолжена в следующих публикациях с конкретными примерами.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.