В мире высокой моды многие годы существует такой термин, как "принцип превосходства", по сути своей чем-то напоминающий цветовую дифференциацию штанов из фильма "Кин-дза-дза". Ну, к примеру, у вас не получится прийти в магазин Hermes и просто так купить там сумку Birkin, допустим. Сначала вам нужно будет показать продавцу знание бренда и ваше лояльное к нему отношение, доказать серьезность своих намерений и то, что вы не собираетесь перепродавать эту сумку, а будете носить ее самостоятельно и много других нюансов. Так работает принцип превосходства бренда.
У ювелирного дома Graff, известного на весь мир своими алмазами, вообще существует отдельная линейка украшений, приобретение которых представляет собой настоящий квест. Сначала богатый покупатель, возжелавший эксклюзива, должен найти безымянный магазинчик - без вывесок и опознавательных знаков, приобрести там невероятно дорогую антикварную книгу, на страницах которой он найдет ключ к дальнейшим действиям - например, прийти по такому-то адресу, где покупателю могут даже вообще не открыть дверь, если что-то в его поведении не понравится... Это - тоже проявление того самого "принципа превосходства".
Но и в менее пафосных областях жизни мы можем наблюдать этот же принцип, только не в таком явном проявлении. Так, например, в середине 80-х в нашей школе приобщиться к касте "недосягаемо крутых" можно было, придя на уроки в моднейшей новинке того времени - сапогах-луноходах. Сейчас это многих удивляет, но тогда в нашей школе не принято было носить сменную обувь - в чем пришел с улицы, в том и отсиживаешь уроки, разве что на уроки ритмики и физкультуры требовалось переобуваться.
Поэтому если наличие школьной формы как-то уравнивало нас и не делало разницу в материальном достатке родителей столь явной, то обувь выдавала состоятельность/не состоятельность семьи с головой. На фоне непритязательных 30-рублевых сапожек фирмы "Заря" страшно дефицитные "луноходы" смотрелись просто фантастически, словно кусочек заграничной жизни, каким-то образом прикоснувшийся к советской действительности.
Один только факт владения "луноходами" говорил либо о необыкновенной удачливости родителей того, кто владел этой чудо-обувкой, либо о наличии у семьи хороших знакомств в торговле или среди выезжающих за границу. Ну или, как вариант, об умении "доставать" дефицит - это качество тоже ценилось довольно-таки высоко в советских жизненных реалиях.
Владелец "луноходов", что бы он собой не представлял как личность и товарищ, автоматически попадал в негласную "верхушку" класса. Это для учителей мы были все одинаковыми, а внутри классов/школы существовали негласные, но очень явные "касты" - элиты, "золотой середины", "никаких" и "неприкасаемых". Так вот появление на занятиях в этой дефицитной обуви моментально включало в работу "принцип превосходства" и давало "зеленый свет" для приобщения к элите.
Сейчас вспоминать об этом немного смешно и грустно - какие все-таки глупые были градации, какие нелепые принципы построения взаимоотношений, но факт остается фактом: внешнее материальное благополучие показывало "ценность" человека гораздо больше, чем его душевные качества.
Но, отвлекаясь от этих рассуждений, хочется добавить, что владение "луноходами" все-таки давало некоторые реальные преимущества и способствовало выработке настоящего уважения. Сейчас поясню. Эти сапоги существовали в разных вариантах:
- совсем простенькие были короткими, с низом из плотной резины и тонким непромокаемым верхом, стянутым резинкой;
- высокие, яркого цвета сапоги из плотной резины с белой манжетой, которая также стягивалась резинкой или шнурками;
- высокие "дутые" сапоги с серебристыми мягкими вставками - настоящая "космическая" обувь, вызывающая самую жгучую зависть своим заграничным видом (видимо, как раз-таки из зависти этим сапогах довольно быстро придумали другое название, не столь благозвучное - думаю, многие вспомнят, как еще назывались "космические дутики" :)).
Так вот, несмотря на то, что по внешнему виду эти сапоги здорово отличались друг от друга, все они были объединены одним названием, а первые две модели еще и имели потрясающе скользкую ребристую подошву. Ходить в таких сапогах по лужам было сплошное удовольствие, а вот при небольшом минусе, когда почва слегка подмерзала, "луноходы" могли соперничать с коньками.
И именно этот факт и давал владельцу дефицитной обуви еще одно преимущество перед остальными: в "луноходах" можно было катиться по льду дальше и быстрее всех - а такие вещи в ребячьей среде всегда вызывают неподдельное уважение.
Кстати, нужно отметить, что эти сапоги ценились не только в детском обществе - у взрослых они точно так же были маркером достатка, успешности и умелого следования модным тенденциям. Если вам на улице попадался мужчина в дубленке, джинсах, лохматой меховой шапке и дутых сапогах - по его виду сразу было понятно, что жизнь удалась и он в ней - победитель :)
Кстати, в 1985 году журнал "Крестьянка" очень забавно с современной точки зрения, но вполне в духе своего времени "проехалась" по актуальной моде и людям, которые "гоняются" за "дутиками", но не умеют их сочетать с другими видами одежды. Сегодня микс стилей и текстур как раз - одно из самых модных сочетаний, а вот тогда ношение "луноходов", скажем, с таким женственным элементом, как шаль, считалось признаком дурного вкуса :)
Ну а в 90-х, когда ВДНХ превратилась в один большой магазин дешевой китайской продукции, а во всех городах открылись вещевые рынки с недорогой заграничной одеждой и обувью, "дутики" перестали цениться из-за своей массовости и потихоньку перешли из разряда модного тренда в повседневную обувь околоспортивной тематики.
************************************************************
Виски и ром советского производства