Дело о похищении и покушении на жизнь популярного певца Авраама Руссо в 2018 году получило новое развитие. Оно рассматривалось в качестве одного из эпизодов уголовного дела, возбужденного в связи с убийством в 2016 году бизнесменов Юрия Брылева и Владимира Савкина. В качестве подозреваемого проходил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов и двое его родственников. Выводы экспертизы, проведенной в отношении Руссо в августе 2018- го, вводят в заблуждение обе стороны процесса.
В 2018 году в деле эстрадного певца Авраама Руссо наметился очередной виток. События 2004 и 2006 годов - похищение и покушение на жизнь артиста - рассматривались в качестве эпизодов уголовного дела по факту убийства бизнесменов Юрия Брылева и Владимира Савкина. В мае 2016 года владелец ТЦ «Строй-маркет» и владелец компании «Люблино-Моторс» были расстреляны в упор в районе 32-го километра Новорижского шоссе. В ноябре того же года по подозрению в убийстве был задержан Рафик Исмаилов, брат бывшего владельца Черкизовского рынка Москвы Тельмана Исмаилова. В дальнейшем это уголовное дело было совмещено в одно производство с другими, фигурантами которых являлись братья Исмаиловы, в том числе, и с делом 2006 года о покушении на убийство Авраама Руссо.
В ходе расследования в августе 2018 года в отношении певца было проведено медицинское освидетельствование. На изучение экспертов были поставлены вопросы, имелись ли на теле мужчины в период с 31 января по 3 февраля 2004 года какие-либо повреждения, и, если да, то каков механизм их получения, давность причинения и количество травмирующих воздействий. Также необходимо было определить степень тяжести телесных повреждений.
Эксперты изучили материалы дела. Согласно документам, в августе 2006 года около 2 часов ночи неизвестный мужчина произвел не менее 6 выстрелов из автомата АКС-74У по автомобилю Land Rover Range Rover Sport, в котором находились Авраам Руссо и его телохранитель. В результате нападения артист получил огнестрельные ранения левого бедра, голени и поясницы, которые повлекли тяжкий вред здоровью.
Ранее в январе 2004 года певец был жестоко избит в ресторане «Прага», куда приехал по приглашению Тельмана Исмаилова. В личном кабинете бизнесмен и трое его охранников стали избивать артиста руками и ногами. Из показаний потерпевшего: «Первый удар был ладонью по лицу, потекла кровь, и тут же снова ударили. Потом начали избивать все вместе, вчетвером. Потом отвели в туалет, умыли и снова начали избивать». Затем его усадили на стул, один их охранников достал нож и начал угрожать. После избиения певца увезли на дачу, где удерживали до вечера следующего дня. Таким нехитрым способом его пытались заставить подписать контракт о сотрудничестве с Исмаиловым на «взаимовыгодных условиях». В результате нападения Авраам Руссо получил множественные ссадины и гематомы, ушибы конечностей и перелом носа.
На следующий день мужчина обратился в больницу им. Сеченова, в травмпункте зафиксировали телесные повреждения. Вскоре популярный исполнитель улетел в Армению в целях безопасности. Спустя полгода была сделана операция по выпрямлению носа. По словам певца, ранее черепно-мозговых травм и переломов носа у него не было. Приложенные к делу фотографии полученных ссадин и гематом были сделаны им лично, примерно на третий день после нападения.
Изъять в ходе следствия медицинские документы на имя Авраама Руссо экспертам не удалось. В медучреждениях сообщили, что все они уничтожены за давностью лет. Согласно выводам экспертизы, перелом носа, гематомы и окологлазничные кровоподтеки образовались от воздействия одного удара тупым предметом и причинили легкий вред здоровью. Кровоподтеки левой височной области, левой ушной раковины, плеча, бедра, ягодиц, корпуса, голеней – образовались в результате не менее 11 ударов тупым предметом и не причинили вреда здоровью. Временного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты трудоспособности эти телесные повреждения не повлекли.
«При установлении давности причинения повреждений эксперт руководствовался их морфологической и рентгенологической картиной, описанной в медучреждении, либо зафиксированной при осмотре самим экспертом. В данном случае в медицинских документах морфологическая картина не отображена, а представленные потерпевшим фотографии сделаны с нарушением правил судебной фотосъемки (неправильный ракурс, отсутствие даты на фотографиях, отсутствие масштабной линейки). Это не позволило установить масштабы повреждений», - говорится в экспертизе. Все же совокупная оценка клинико-морфологических и рентгенологических признаков, зафиксированных в медицинских документах и на фотографиях, не противоречит сроку возникновения повреждений 31 января 2004 года, признают специалисты. Диагноз «Сотрясение головного мозга» данными динамического наблюдения не подтвержден и не подлежит судебно-медицинской квалификации.
Рецензирование экспертизы было проведено в октябре 2018 года. Как выяснилось, она была проведена с нарушениями. Среди сведений об эксперте нет никакой информации о действующем сертификате по специальности «Судебно-медицинская экспертиза». Кроме того, для проведения судебно-медицинского исследования необходима лицензия учреждения на осуществление медицинской деятельности. В рецензируемом заключении никаких сведений об этом нет.
Отсутствует информация о месте производства судебной экспертизы.
Подписка экспертов - запись о разъяснении прав и обязанностей согласно ст. 57 УПК РФ и предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ - оформлена с нарушением. Отсутствует дата. Подписка размещена на одном листе с датой начала и окончания экспертизы, что говорит о том, что фактически эксперту были разъяснены права, обязанности и ответственность уже после проведения исследования. Следовательно, экспертиза не имеет юридической силы, т.к. специалисты надлежащим образом не предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В исследовательской части отсутствует информация, в каком виде доставлен материал для исследования, что противоречит положениям Приказа Минздравсоцразвития РФ. Также не ясно, почему уничтожены амбулаторные карты в двух медицинских учреждениях (со ссылкой на истечение сроков хранения). Согласно российскому законодательству, а также Письму Минздрава РФ «О сроках хранения медицинской документации», амбулаторная карта пациента, получающего медицинскую помощь, хранится 25 лет.
При анализе экспертизы выявлено: описаны цветные фотографии с изображением мужчины, «условно принятые за фото гр. А. Руссо». Т.е. из этого ясно, что фото не могут подтверждать, что на них действительно запечатлен Авраам Руссо: отсутствует дата, определить период времени, когда они сделаны, невозможно. Также с течением времени фотографии меняют качество, поэтому цветовая гамма телесных повреждений может быть недостоверной. Эксперт приходит к выводу, что «предоставленные фотографии, произведены с нарушением правил судебной фотосъемки», однако тут же подробно описывает снимки с «неизвестным» гражданином. То есть вводит в сомнения обе стороны процесса. Фраза «условно принятые за фото гр. А. Руссо» для эксперта не позволительна, поскольку объективность такого исследования полностью утрачена.
Далее эксперт описывает ушибы и кровоподтеки, но не описывает главного: цвет телесных покровов на местах повреждений. Ведь это необходимо для определения периода их возникновения, учитывая, что перед экспертом поставлен вопрос о давности причинения травм. Следовательно, в представленном документе отсутствуют данные, позволяющие это оценить.
В целом, выводы экспертизы не обоснованы, не объективны и вызывают сомнение в их правильности. В представленной медицинской документации отсутствует информация, необходимая для ответа на поставленные эксперту вопросы о степени тяжести телесных повреждений. Заключение произведено с нарушениями действующего законодательства и методик проведения данного вида исследований. В связи с этим, его выводы не могут использоваться для принятия юридически значимых и процессуальных решений.
В настоящее время Тельман Исмаилов числится в международном розыске по обвинению в организации убийства Брылева и Савкина. По этому делу также проходят двое его родственников. Свою причастность к убийствам подозреваемые отрицают.