Найти в Дзене
История разведки

Летчики люфтваффе в первые дни на Восточном фронте. Число одержанных воздушных побед просто ошеломили немцев

Лучший самолет-истребитель второй мировой войны Мессершмитт-109
Лучший самолет-истребитель второй мировой войны Мессершмитт-109

Воздушные бои в первый день войны происходили достаточно редко. Внезапный удар по приграничным аэродромам нанес существенный урон самолетному парку ВВС РККА. За проявленную беспечность и самонадеянность пришлось дорого заплатить. В первый день войны немцы насчитали полторы тысячи самолетов, выведенных из строя на земле, и три сотни сбитых в воздухе. Собственные потери истребителей составили 35 единиц.

Мессершмитт-109 в первые дни войны. Под фюзеляжем видна подвешенная бомба
Мессершмитт-109 в первые дни войны. Под фюзеляжем видна подвешенная бомба

Для ударов по приграничным аэродромам руководство люфтваффе активно привлекало истребители. На подвесках крепили осколочные бомбы, которые наносили урон стоящим на земле самолетам.

Результат удара немецкой авиации по советскому аэродрому
Результат удара немецкой авиации по советскому аэродрому

Огромные потери советских ВВС в первый день войны признаются советскими историографами. Правда, подсчитанные цифры меньше немецких: 800 самолетов уничтожено на аэродромах и 400 в воздухе.

Тем не менее, уже во второй половине дня в воздух поднялись советские бомбардировщики для нанесения ударов по наступающему противнику. К сожалению, они были лишены прикрытия и становились легкой добычей немецких истребителей. Личные счета сбитых самолетов быстро росли не только у опытных пилотов, но и у новичков.

Истребитель ЛаГГ-3, уничтоженный прямо на железнодорожной платформе
Истребитель ЛаГГ-3, уничтоженный прямо на железнодорожной платформе

На второй день войны советская авиация потеряла около 800 боевых самолетов и снова преимущественно на земле. Сводки люфтваффе об уничтоженных советских самолетах в первые дни войны казались нереальными. Тем не менее, они были в целом подтверждены по мере наступления частей вермахта на восток.

В первые месяцы войны наши военно-воздушные силы потерпели сокрушительное поражение. Гитлер планировал победно завершить войну с советской Россией к приходу холодов, но просчитался. План «Барбаросса» предусматривал начать восточную компанию в конце весны 1941 года. Если бы это было так, то вермахт не застрял бы в осеннюю распутицу в 20 километрах от Москвы.

Задержка вступления в войну произошла из-за событий на Балканах. Немцам, плохо подготовленным к зиме, был нанесен контрудар под Москвой. За ним следовал разгром армии Паулюса под Сталинградом и Курское сражение.

Летчики Красной армии накопили боевой опыт и получили более современные истребители. Асы люфтваффе постепенно утратили свое превосходство в воздухе и рост их личных побед заметно снизился.

К статье прикладываю фото, взятые из Интернета:

Фото советского приграничного аэродрома, сделанное немецким самолетом-разведчиком накануне нападения
Фото советского приграничного аэродрома, сделанное немецким самолетом-разведчиком накануне нападения
Перекур после удачного вылета
Перекур после удачного вылета
Два выдающихся аса люфтваффе, одержавших более трех сотен воздушных побед. Слева – Эрих Хартман, справа – Герхарл Баркхорн
Два выдающихся аса люфтваффе, одержавших более трех сотен воздушных побед. Слева – Эрих Хартман, справа – Герхарл Баркхорн
Гитлер вручает Эриху Хартману рыцарский крест
Гитлер вручает Эриху Хартману рыцарский крест

Как после войны сложилась жизнь Эрика Хартмана, сбившего 352 самолета, читайте здесь

Можно ли верить цифрам одержанных воздушных побед немецких асов читайте здесь