Найти в Дзене

Эмоции и ритм текста

Оглавление

Вот и вторая статья о средствах передачи эмоций в тексте. В первой я рассказала о лингвистических средствах – словах. (Ссылка на нее в конце текста). И это понятно, ведь текст – просто набор слов. Так ли это?

Фото с Яндекс-картинок
Фото с Яндекс-картинок

Конечно, он состоит из слов, но эмоции передаются не только с помощью их описания. Вот, например, музыка. Эмоции в ней есть, да еще какие! А слов-то нет. Вы скажите, что музыка – это не то, это звуки. А слова разве не звуки? Тоже звуки, и о звучании написанных слов мы с вами еще поговорим. А сегодня речь пойдет о другом выразительном средстве, общем и для музыки, и для текста. О ритме.

Что такое ритм

Это чередование элементов в определенной последовательности. Он есть не только в искусстве, но и в живой природе, в динамике физиологических и психических процессов в нашем организме. Философы, например, говорят, что ритм – это форма проявления жизни. Мы так углубляться не будем, хоть это и интересно.

В тексте ритм проявляется чередование предложений разной длины, слов в предложении и даже слогов. Такое чередование выполняет две функции:

  • создает настроение;
  • выражает динамику событий, о которых рассказывает автор.
Картинка с сайта: https://kabro.ru/kak-ochistit-prostranstvo-ot-negativnoj-energii/
Картинка с сайта: https://kabro.ru/kak-ochistit-prostranstvo-ot-negativnoj-energii/

И то и другое очень важно для восприятия текста. Правильно подобранный ритм поддерживает внимание читателя, тянет за собой, заставляет буквально проглатывать одни куски повествования и, останавливаясь, вдумчиво смаковать другие.

Виды ритма в тексте

Ритм текста обычно разделяют на монотонный и динамичный. Разные гуру и коучи советуют копирайтерам использовать динамичный ритм и игнорировать монотонный. Но в художественном произведении оба эти вида важны и нужны, если, конечно, используются к месту.

Монотонный ритм

Он считается скучным, сонным и даже нудным. Для него характерны средние (5–10 слов) и длинные (10–20 слов) предложения. Монотонность ритма усиливают:

  • причастные и деепричастные обороты;
  • второстепенные члены;
  • придаточные предложения:

Они, кстати, не только замедляют ритм, но и делают тест более тяжелым, густым, как мед или кисель. Например: «Тихо-тихо, едва слышно в сонном мареве утра распахивает свои нежные крылья заря. Упоительная нега мягкой подушки настолько притягательна, что одна лишь мысль о необходимости встать вызывает легкий ужас и желание еще глубже забраться под теплое воздушное одеяло».

Картинка с сайта:  http://aloha-plus.ru/2018/10/31/proshlaya-zhizn-nakladyvaet-otpechatok-na-individualnost-cheloveka/2/
Картинка с сайта: http://aloha-plus.ru/2018/10/31/proshlaya-zhizn-nakladyvaet-otpechatok-na-individualnost-cheloveka/2/

Монотонный ритм хорошо подходит для передачи спокойного, умиротворенного настроения. В этом ритме можно написать эссе, небольшую миниатюру, но в крупных произведениях его нужно использовать очень дозировано. Потому что там должен быть конфликт, экшен, динамика, а, значит, и другой ритм.

Динамичный ритм

Его еще называют рваным. Суть такого ритма в чередовании длинных и коротких предложений, а внутри предложений – слов разной длины. Динамичный ритм необходим для передачи состояния возбуждения: от драки, погони, опасности, в постельной сцене. Этот ритм воздействует на мозг, создавая ощущение напряжения, необходимое для восприятия эмоциональной сцены. Такая эмоциональная настройка мозга хорошо заметна на примере музыкального сопровождения триллеров. Музыка буквально нагнетает напряжение, создает состояние саспенса, тревожное и жуткое ощущение.

Ритм текста тоже на это способен, хоть подобное искусство и не каждому доступно, это проявление настоящего писательского таланта. Но вот создать в тексте ощущение быстро развивающихся событий с помощью рваного ритма намного проще.

-4

Вот пример, когда неспешное развитие событий сменяется динамичной сценой. «Унылое кружение по камере неожиданно завершилось у тюремной двери, которая оказалась незапертой. Это шанс! Мы вскочили и рванули наружу. А потом дальше по коридору, понеслись, спотыкаясь, запинаясь и поддерживая друг друга. Туда, где виднеется полоска света. Еще один поворот, рывок. Неожиданно возникший охранник буквально сметен мощным ударом кулака. Стоп, еще один! Удар! Кто-то вскрикнул сзади, заставив меня дернуться, притормозить. Но это потом. Главное, выбраться отсюда на улицу. Еще один рывок, поворот – и мы на свободе. Еще один шаг. И один вдох». Ну, где-то так.

Но и большой текст, написанный исключительно динамичным стилем тоже тяжел для восприятия, поэтому их лучше чередовать, создавая особый ритм уже целого произведения.

И еще одна маленькая хитрость

Текст состоит из слов, слова из слогов. Вы знаете, что в стихах важно чередование ударных и безударных слогов, причем даже больше чем рифма. Так вот в художественном произведении это тоже важно. И такое чередование создает особую мелодию текста и хорошо передает настроение. Точнее, оно должно возникать само, отражая настроение автора.

Вот как медленный монотонный ритм передает атмосферу «томного летнего полдня на веранде пропахшей медом и вереском загородной усадьбы Кольцовых». Обратите внимание на ударные слоги в части предложения в кавычках. Если не принимать в расчет предлог и союз (при чтении они как бы проглатываются), то мы получим вот такой ритм ударных слогов: 1, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 2. Этакий ритм вальса получился.

Позаимствовано с Яндекс-картинок
Позаимствовано с Яндекс-картинок

Чтобы почувствовать ритм своего текста, нужно прочитать его вслух. Возможно, не всю книгу, отрывками. Но есть люди, у которых хорошо развито чувство текста и чувство ритма, они создают нужный интуитивно. А всем остальным нужно учиться. Это непросто, но возможно. Было бы желание.

Что-то я сегодня расписалась. Надеюсь, вы осилили статью и порадуете меня лайком.

Первая статья о средствах передачи эмоций в тексте здесь.