На основном режиссерском курсе Мастерской Арт-Станок клипмейкинг входит в обязательную программу обучения , этот модуль вынесен в отдельный интенсив, в котором каждый желающий может принять участие. Вопрос, зачем режиссерам, постановщикам авторского фильма клипмейкерские навыки, не так прост, как кажется на первый взгляд.
Здесь прежде всего надо обратить внимание на то, что музыкальный видеоклип, - очень "тесный" для любого режиссера жанр.
Как не парадоксально, но "авторской свободы" в клипмейкинге значительно меньше, чем в других жанрах кино и видео.
Во-первых, музыкальная индустрия диктует хронометражи в 3- 5 минут.
В таких хронометражах для драматургии не остается ни малейшей форы, и сценарий клипа еще до съемок превращается в лучшем случае в гэг, чаще всего, - в банальное вторичное либретто, в худшем,- драматургии нет вовсе, и мы видим в мастере набор бессмысленеых картинок, ни на что не указывающих, "ведьмины огни" в чистом виде.
Во-вторых, музыки, которая включала бы так необходимую режиссеру смену настроения, почти нет в клиповом продакшене.
( про счастливое исключение из этого правила и сотрудничество Мастерской с великолепной джазовой вокалисткой Анной Бутурлиной я напишу в следующей публикации).
В третьих и главных,- для клипа важно не столько создание художественного образа, сколько его продажа.
Клип является по большей части рекламой исполнителя и имеет, как правило, вполне меркантильную, а никак не эстетическую цель.
Меркантилизм этого жанра диктует 99% художественных приемов, об "авторской свободе" можно забыть.
И вместе с тем, в курсе авторского фильма мы внимательнейше изучаем клипмейкинг, так как именно в этом жанре сконцентрированы все наработанные в истрии кино синтаксические и технологические правила (если такие есть) экранного повествования.
Но главное, - работа с метафорой. С крупным планом. Можно оставить только несколько лучших секунд. Это меняет остроту видения.
Сейчас в производстве Мастерской новый проект.
4-х минутная мелодрама на новую песню восхитительной Юлии Гениуш, которая прилетела из Нью-Йорка специально, чтобы поработать с нами.
Какие профессиональные навыки должны проявить начинающие режиссеры, чтобы успешно выйти на премьеру? Почему такие великие мастера кино, как Дэвид Линч, Алан Паркер, Вим Вендерс, Эмиль Кустурица работали в "тесном жанре"?
Об этом в следущем посте.
Напомню, что набор на режиссерский интенсив "Мотор, снимаем клип!" продолжается, начало занятий 5 октября.
Продолжение следует.
До встречи!
Фотографии: Павел Богданов
Автор: Даниил Деведжиев