Эх, хотела написать сегодня про другое, но. В Ливане я делю квартиру с соседом-сирийцем. Он иногда со мной вместе работает. Вчера ему позвонили из деревни под Хомсом с плохой новостью: в результате теракта с применением заминированной машины погиб его племянник.
Парню было 24 года. В армию пошел после того, как из их района полностью вывели боевиков. Где-то год назад, сейчас лениво уточнять. И не столь уж и важно.
Самое страшное - говорят, что в итоге погибло около 30 человек. Информации об этом теракте не могу нигде найти. Все молчат. Знаю только, что где-то между Хамой и Идлибом. И что все родственники боялись идти на опознание, одного делегировали, который не смог отвертеться. Там особо опознавать и нечего было... Это уже четвертый член этой семьи, погибший в ходе гражданской войны. Вот, на примере этих людей я и хочу сегодня рассказать, о том, что и как там происходит.
Первый член семьи - кажется, двоюродный брат моего соседа - был убит игиловцами в Пальмире. Потому что солдат правительственной армии. Казнили, привязав ноги к разным машинам. Так, кстати, еще в 80-е годы исламисты в Хаме делали (если у кого еще есть вопросы, почему там пришлось бомбить районы, в которых эти твари прятались). Такой вот кошмар. Да - не люди ни разу.
Второй во время оккупации района боевиками (не ИГИЛ - местные бармалеи)во время авианалета прятался под деревьями. Видимо, пилот принял прятавшихся за группу боевиков. Погиб, оставив вдовой 19-тилетнюю племянницу моего соседа. И сиротой еще не родившегося тогда ребенка.
Третьим погиб разрезанный осколком надвое младший брат. Не повезло оказаться радом с домом, в котором скрывались бандиты. Бармаеям в эпицентре удара ничего, а к нему в соседний дом через окно прилетело. В тот день он один и погиб во всей деревне. И можно назвать чудом то, что у сидевшего у него на коленях ребенка - ни царапины.
Теперь вот этот.. На фото он с мамой и сестрой.
Сейчас в районе Идлиба идут ожесточенные бои. Армия все больше сужает границы бандитского анклава. И каждый день - десятки солдат гибнут. Но много и тех сирийцев, кто гибнет в терактах, подорвавшись на мине, от рикошета и т.п. Один наш знакомый года два назад вдруг перестал выходить на связь. Навели справки - миной накрыло палатку, в которой они ночевали. Пятеро солдат погибло. Район дамасского аэропорта.
Вот, читаю я иной раз комментарии и понимаю, что пишущие о том, как "они воюют вместо сирийцев" сидя на своих диванах, тупо не понимают, что такое война. Это в их снах все так, как в компьютерной игре. Где они сидят внутри неубиваемого танка, где в запасе несколько жизней и вообще можно на форуме узнать, как лучше пройти тот или иной уровень.
Им просто не понятно, что можно погибнуть по дороге домой в отпуске из своей части. Потому что из кустов расстреляли машину или автобус. Что запросто можно погибнуть, когда спишь или обедаешь. Что человеческое тело предательски хрупкое и какая-то одна дырочка в нем делает живого человека бездыханным телом. А то и просто удар взрывной волны.
В Сирии когда кто-то умирает, ставят огромную палатку с кучей стульев внутри. И несколько дней семья принимает соболезнования от соседей и знакомых. Пришедшим традиционно наливают горький арабский кофе. Папа Ахмеда запретил поить тех, кто придет, этим кофе. Всем будут раздавать сладости. Как в дни праздника. Как на свадьбе. Скорее б они кончились, такие "свадьбы". На которых нет главного - женихов....