Ох!!! Много чего принес в сельское хозяйство Хрущев. Особенно прославился он кукурузой. А всё началось с того, что поехал он с визитом в США в 1959 году.
Там Никита Сергеевич близко пообщался с фермерами. Он обратил внимание , что там на поле работают не гусеничные трактора, как на Родине, а колесные. Вообще, в СССР считали, что гусеничный трактор лучше всего подходит для вспашки поля и посевных работ. Он имеет большее сцепление с землей, что спасает от пробуксовок, и имеет меньшее удельное давление на грунт, что защищает почву от уплотнения массой трактора. Но это был советский мир, где денег не считали. За "бугром" балом правил и, собственно продолжает править, доллар. Колесный трактор более маневренный, более быстрый, что влияет на производительность, имеет меньший расход топлива. Короче говоря, такой трактор экономически целесообразнее, чем на гусеницах (впрочем, бывают исключения).
Насмотревшись западных фермерских хозяйств, Хрущев вернулся на Родину и решил, что поля нужно засеивать кукурузой, а на Харьковском тракторном заводе нужно организовать выпуск мощного колесного трактора на нужды земледельцев. Так и началась короткая история Т-125.
Разработкой занимался главный конструктор ХТЗ Сошников Александр Андреевич. Заводу поставлена задача разработать колесный трактор 3 тягового класса мощностью 130 лошадиных сил.
Идеологом стал НАМИ. Почему НАМИ? Они ведь больше по автомобилям. Дело в том, что у них имелась собственная разработка, трактор-тягач НАМИ-044.
Он имел планетарно-фрикционный механизм поворота (аналогично гусеничным тракторам, когда поворот осуществляется торможением одного борта), который думали применить на новом тракторе. Но от него отказались из-за негативных эксплуатационных характеристик. Сошников предложил использовать центральный шарнир рамы, подсмотренный на трофейном итальянском артиллерийском тягаче. Вариант с планетарно-фрикционным механизмом был отвергнут.
Далее для испытаний были подготовлены трактора Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).
В этом споре победил Т-91, который благодаря своему механизму поворота имел меньший радиус разворота. Его и взяли за основу при разработке Т-125.
Выпускался трактор с 1962 по 1969 год.
Давайте коротко пробежимся по его характеристикам.
На 7-тонный Т-125 ставили мотор АМ-03 мощностью 130 л.с. Мог тянуть прицеп грузоподъемностью до 20 тонн. Четырехскоростная коробка передач имела понижающий ряд, что облегчало работу в труднопроходимых условиях. Привод полный. Передний мост, подвешенный на рессорах, мог отключаться из кабины. Тормоза работали на пневмоприводе.
Т-125 в поле работал быстрее, чем гусеничный Т-54. Он развивал скорость до 35 км/ч. И в отличии от гусеничного конкурента мог использоваться не только на полевых работах, но и для транспортных целей, отлично справлялся с функцией тягача. Поэтому, Т-125 мог работать круглый год.
Вот так, с легкой руки, воплотилась в жизнь "шпионская находка" Никиты Сергеича. На сегодняшний день, наверно, не осталось таких тракторов на ходу. Всего было произведено около 250 экземпляров. Но проект Т-125 плавно перетек в Т-150К, которые трудятся и даже производятся (в сильно модифицированном виде) по сей день. Идеи, заложенные в Т-125, также использовались при разработка не менее легендарного "Кировца".
Такой получился рассказик, если Вам интересны наши публикации, подписывайтесь на наш канал.
Сельский труженик, рожденный в недрах оборонки. Трактор ЮМЗ-6 | Сельхозтехника
Использовались материалы главного инженера проекта технической дирекции ОАО "ХТЗ" З.Э. Забелышинского