14 августа в русский прокат вышел 7-й фильм Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», который все сейчас активно ругают и хвалят. Пожалуй, подключусь к общественному диалогу и кратко расскажу о самом режиссере.
Ксавье начал сниматься с 4 лет и фактически вырос на глазах у зрителей, а в 18 снял свой дебютный фильм, который получил три награды на Каннском кинофестивале и сделал из тинейджера-дебютанта главного вундеркинда авторского кино. Его постоянно спрашивают, какими режиссерами и фильмами он вдохновляется, потому что в его работах видно явное влияние буквально всего хорошего, а он в свою очередь дико выбешивается с этого, но иногда все же отвечает.
Одним из главных режиссеров он называет Михаэля Ханеке, а в списке важных для него фильмов можно найти «Мой личный штат Айдахо», «Четыреста ударов» и «Безумного Пьеро», но важнейший фильм, благодаря которому он сам захотел попасть в кино — это «Титаник». В 8 лет Ксавье даже написал фанатское письмо Леонардо ДиКаприо с восторгами и надеждой, что сможет сняться с ним в одном из фильмов. Тот вроде не ответил, но из этой истории впоследствии родился сценарий «Донована» — англоязычного дебюта Долана с Китом Харингтоном, Сьюзен Сарандон и Натали Портман.
7-й фильм Ксавье рассказывает о переписке 11-летнего актера и супер-звезды, трагически изменившей жизни обоих.
До того как стать режиссером, Ксавье снялся в нескольких фильмах и даже озвучивал англоязычное кино — например, в канадском прокате Рон Уизли из «Гарри Поттера» говорит его голосом. Из-за большого успеха и сложного характера в шестнадцать лет он ушел из школы, оставшись без законченного среднего образования. Но именно после этого его актерская карьера затухла и он использовал это время для того, чтобы написать сценарий к своему дебютному фильму «Я убил свою маму», а через четыре года произошло то, о чем вы уже прочитали из второго абзаца.
Продолжая незаконченную мысль из того же абзаца, скажу, что все его семь фильмов, которые я видел на сегодняшний день, похожи между собой лишь набором тем — отношения с матерью, ЛГБТ, юная непокорность и эксцентричность, невозможная любовь — и неуемным использованием поп-музыки, ну и тягой к клиповому монтажу, но жанрово и визуально они сильно различаются, в них всегда чувствуется влияние разных режиссеров.
Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Фатих Акин, Михаэль Ханеке, Тодд Солондз, Вуди Аллен и, конечно, Гас Ван Сент...
Дух всех этих и многих других режиссеров явно чувствуется в его работах. От кого-то он берет умение жонглировать цветовой палитрой, у кого-то заимствует едва ли не целые фабулы, у третьих — наглость смешивать Fever Ray и Селин Дион с Бахом, и т.д. И отчасти это заимствование придает его фильмам некоторый шарм, а сам Ксавье не раз отмахивался тем, что все сюжеты уже давно рассказаны и пришло время грамотных интерпретаций.
Иногда этот подход срабатывает и у него получаются едва ли не семейные эпосы, а иной раз выходит всего лишь поп-артовый винегрет из чужих идей. Его юный возраст, по признанию самого Ксавье, сначала слегка мешал ему, т.к. он начал смотреть серьезное кино лет в 16, а свое собственное снял уже в 18. Т.е., времени для сбора киновпечатлений у него было не много. Плюс, многие кинокритики считали его сосунком, домашку которого им нужно проверять.
В 2015-м Долан снял клип Hello для Адель, который собрал 2,5 млрд просмотров на ютубе.
Ещё один важный факт: Ксавье на своих проектах практически все делает сам — от сценариев и режиссуры до костюмов и монтажа с пресс-релизами. Он, представьте, сам верстает их в «индизайне»! В общем, стопроцентный контрол-фрик и авторский режиссер, так что рано или поздно он наверняка снимет шедевр, который безоговорочно понравится большинству простых зрителей и кинокритиков.