Машина-корабль, оснащенная тремя или четырьмя парами больших пустых «колес», которые, не только позволяют аппарату находиться на плаву, но и работают для его перемещения… Первым попытался воплотить такое на практике Роберт Фрайр в 1880 году. Была построена модель, достаточно примитивная, оснащенная треугольными колесами и веслами в качестве движителя. Конечно она была обречена: 12 лет разработок и испытаний Фрайр потратил зря.
Но идея оказалась живучей. И в 1896 году инженер Эрнест Базин из Франции сделал в прессе заявление –19 августа 1896 года в Сен-Дени им, спустя пять лет исследований и тестов на моделях, спущен на воду двухсот восьмидесяти тонный «Эрнест Базин», способный совершать движение по воде. Инженер заявлял, что его судно способно развивать скорость в 18-20 узлов.
Корабль-машина в основе своей конструкции представлял платформу. Он имел 3 пары колес чечевицеобразной формы, диаметром десять метров. Толщиной колеса были неравномерны – в центральной части они достигали трех с половиной метров, сужаясь к краям практически до 10 см. При загрузке колеса погружались на треть в воду.
Платформа, таким образом, находилась над поверхностью воды примерно в четырех метрах. Кстати, размеры ее были вполне приличными – сорок на двенадцать метров. По идее, колеса, имея минимальную площадь соприкосновения с гладью воды, при движении должны были сократить силу трения с водой чрезвычайно сильно. Во вращение колеса приводились размещенным на платформе пятидесятисильными двигателями. Всего двигателей было несколько – мощность в двести л/с уходила на вращение колес, а еще пятьсот пятьдесят - гребной винт.
Принципом, согласно которому машино-корабль «Эрнест Базин» должен был выигрывать у обычных судов состоял в том, что колеса, словно поплавки, приподнимали корпус над водой, снижая сопротивление воды. Намного позже этот же принцип реализован в кораблях с «подводными крыльями»…
Но не все было так гладко, как расчеты в теории. При пробном плавании оказалось, что сила трения воды воздействовала на колеса намного сильнее, чем в теории – колеса просто не могли проворачиваться от прилагаемых расчетных мощностей и требовали значительно большего. Соответственно увеличивался расход топлива и об экономии и скорости речи уже не велось.
Базин принялся дорабатывать свой проект с учетом полученных результатов и даже успел сделать новое заявление для прессы – им разработана усовершенствованная конструкция океанского лайнера с четырьмя парами дисков, который сможет пересекать Атлантику всего за шестьдесят часов. Но всего лишь через несколько недель после этого, 21 января 1898 изобретатель умер. А через год его главное творение - невероятный «Эрнест Базин» - было продано с аукциона для утилизации.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!