«Десять самых распространённых ошибок?! Всего десять?! А как же остальные девятьсот девяносто?!»
«Цех» попросил Фамиля Велиева, актёра, писателя и преподавателя русского языка, собрать 10 самых распространенных ошибок.
«Уходя со сцены, не забудь выйти из образа». Знаменитая вицинская фраза, живущая в среде театральных актёров, удачно переносится и на учительскую жизнь: «Уходя с урока русского языка, — говорю я себе, стирая электронной тряпочкой с электронной доски, — не забудь выключить учителя, ладно?»
Сказать, однако, проще, чем сделать.
Натренированный видеть, слышать и исправлять ошибки, внутренний учитель никогда не дремлет, и хотя исправлять друзей, родственников, коллег, комментаторов в фейсбуке, продавцов в магазине, популярных блогеров, консьержку в подъезде, авторов каналов про русский язык ты ему стараешься не позволять — они тебя об этом не просили (раз), и они тебе за это не заплатят (два), — видеть и слышать эти ошибки запретить учителю, к сожалению, нельзя. Он делает это автоматически. В фоновом режиме. Денно и нощно.
«Десять самых распространённых ошибок?! Всего десять?! А как же остальные девятьсот девяносто?!»
Учитель негодует. У учителя кружится голова. От жадности. От ассортимента. Все ошибки кажутся важными, самыми распространёнными, требующими немедленного исправления.
Но надо десять. Только десять.
После тяжёлых размышлений, что включить в список — -Тся/-ТЬся или слитное и раздельное написание «не»? орфография или ударения? пунктуация или словоупотребление? — я решил упростить учителю жизнь и отменить муки выбора.
«Не выбирай, — сказал я ему, — а напиши про первые десять ошибок, которые встретишь в ближайшее время», — и вот он, укомплектованный за полтора дня список:
1. «Так тепло, я первый раз за неделю решила не одевать шапку...»
Казалось бы, ну сколько уже можно, тошнит уже от этого правила, правда? Одевают кого-то, надевают что-то. Одеть Надежду, надеть одежду. Запомнить — и жить. Ан нет, не запоминается, проклятое.
2. «Вы прекрасно пишите...»
Это не комплимент. Это приказ. Если вы хотите, чтобы автор благодарно вам улыбнулся, а не скорчился от боли в области орфографии, используйте глагол второго лица единственного числа: «Вы прекрасно пи́шете!» Буква «и» после «ш» ставит глагол в повелительное наклонение, смещает ударение и придаёт фразе командирский тон: «Вы пиши́те прекрасно, а то не буду читать!»
3. «До скольки вы работаете?..»
А-а-а! Так нельзя. Да, я знаю, что все так говорят, но это не значит, что так правильно. Все говорят неправильно. «До которого часа вы работаете?» Или: «До ско́льких вы работаете?» Удивите продавца, попробуйте.
4. «Вряд ли тебе понравиться...»
Так... -Тся/-ТЬся... Вылезла всё-таки любимая тема...
Интересно, люди когда-нибудь научатся? Смогут справиться с этим незатейливым правилом? Я верю. Верю и жду, что люди (что сделаюТ?) научаТся. Научатся (что делаТЬ?) справляТЬся с этим незатейливым правилом.
Как отличить инфинитив от формы третьего лица единственного числа? Правильно. Задать вопрос. А если вопрос не задаётся нормально (вряд ли ему [что сделаеТся?] понравиТся — согласитесь, звучит немножечко странно), то перед нами, стало быть, безличный глагол. Нравится, хочется, нездоровится и проч. Писать эти глаголы также надо без мягкого знака.
Ещё одна подсказка. Глаголы в форме третьего лица единственного числа легко переводятся в прошедшее время, чего не скажешь об инфинитиве:
Мне нравится Квентин Тарантино.
Мне нравился Квентин Тарантино.
5. «Я буду через пол часа...»
Полчаса. Слитно. Всё очень просто, честное слово.
Числительное «пол» с существительным в форме родительного падежа пишется слитно, если слово начинается с любой согласной, кроме «л»: полчаса, полдня, полвагона, полстраны.
Если вторая часть начинается с «л» (пол-лимона, пол-литра, пол-ложки), гласной (пол-апельсина, пол-института, пол-упаковки) или заглавной буквы (пол-Москвы, пол-России, пол-Невы), «пол» уже пишется через дефис.
А если между числительным «пол» и существительным, которое следует ополовинить, вклинивается ещё одно какое-нибудь слово, то пишем раздельно: пол вчерашнего пирога, пол сегодняшней ленты фейсбука, пол Государственной думы.
Если остались вопросы, то здесь целый урок на эту тему.
6. «Между нами проскочила искра́...»
Ох. Это очень, конечно, радостно, но только не искра́, а и́скра.
7. «Да тебе просто за́видно...»
Да, но не за́видно, а зави́дно. Здесь ударение падает уже на второй слог.
С ударениями в русском языке вообще очень сложно — сложно и больно, — поэтому больше на них пункты тратить не будем. Встретились случайно эти два слова — и вот они здесь, остальные ужасы пропустим мимо ушей.
8. «Мы познакомились на день рождения подруги...»
День рождения. Это словосочетание. В нём есть главное слово — день, и зависимое — день (чего?) рождения. Дальше, склоняя словосочетание по падежам, меняем только главное слово.
И. п. есть — что? — день рождения
Р. п. нет — чего? — дня рождения
Д. п. даю — чему? — дню рождения
В. п. вижу — что? — день рождения
Т. п. горжусь — чем? — днём рождения
П. п. говорю — о чём? — о дне рождения
Поэтому познакомились на дне рождения подруги — и никак иначе.
9. «Я постелила свежую про́стынь...»
Откуда, интересно, пошло в народ слово, которого в словаре не существует? Что за «про́стынь»? Ну нет такого слова. В смысле оно есть, конечно, раз уж все вокруг так говорят, но в словарях оно отсутствует. Правильно говорить «простыня́», правильно стелить простыню́.
10. «Я не нашла здесь ни единого матного слова...»
Самое смешное, что фраза эта — цитата из очень популярного телеграм-канала, посвящённого русскому языку.
В общем, так. Слова бывают матерные (и мы их любим) или не матерные (тоже любовь), а вот «матные» — это боль, ужас и разочарование. Не говорите так, пожалуйста.
Список мог бы продолжаться вечно — учитель только вошёл во вкус, — но я обещал его держать в узде. Десять — значит, десять. Первые встреченные ошибки. Совершенно случайная выборка. Однако вполне симптоматичная. (Обратите, пожалуйста, ваше внимание, что союз «однако» в начале предложения запятой не отделяется. Это мог бы быть одиннадцатый пункт.) Все приведённые в списке ошибки я видел и слышал неоднократно, все они распространённые, и все они, к счастью, поддаются исправлению. Надо для начала просто захотеть писать и говорить правильно, а не так, как все, дальше правила и чуть-чуть воли.
Всё необходимое у вас уже есть, правда?
(Если нет, то вот паблик Фамиля «Русский как родной» — прим.ред.)
Иллюстрации: Екатерина Тамилина
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.