Найти тему
между прошлым и будущим

Встречают по одежке... И провожают тоже...

Очень часто любители историко-приключенческих и фэнтезийных романов возмущаются -- ну, зачем автор тратит время на описание одежды героев, неужели без этого нельзя обойтись? Или уверяют, будто книгу под мужским псевдонимом писала женщина -- ведь это женщины любят всевозможные наряды.

А между тем многие века одежда была важнейшим показателем статуса человека. Крестьянин не может выглядеть так, как рыцарь. Рыцарь не может выглядеть, как граф. А графу не сравниться с королем. Монах не может одеваться как мирянин. А женщина носить мужскую одежду и наоборот.

-2

Закон определял все: ткани, их цвет, покрой одежды, длину и ширину юбок, длину обуви (когда были модны длинные носки башмаков), наличие или отсутствие вышивок, воротников и поясов, количество платьев и т.д.

Так повара должны были носить белый фартук (и не только за работой). Кузнецы -- кожаный фартук и засучивать рукава рубашек. Продавцы талисманов должны были ходить в пестрых одеждах. Проституткам запрещалось носить отложные воротники, шлейфы, пояса, украшения, но они могли носить мужскую одежду (строго говоря, любая женщина, нарядившаяся в мужской наряд, могла быть принята за проститутку). Жены судей и горожан могли носить бархат только как отделку. Священники могли носить бархат только если они принцы. Военные могли носить лишь одну часть одеяния, сшитую из бархата или шелка.

Ярко-красные или ярко-малиновые одежды, иначе называемые цветом "крамуази" или "королевским цветом" могли носить только принцы и принцессы королевской крови (Ордонанс Генриха II Французского от 1550 г.). В домах графов запрещалось носить горностаевый мех с хвостами и мех черных генет (небольшое животное размером с кошку), а также роб в складку из парчи. А вот герцогам это было уже можно.

-3

Естественно, со сменой моды менялись и запреты. Было время, когда серьги были знаком приниженного положения в обществе и предписывались исключительно евреям. А потом все стало наоборот. Но опять же -- ненадолго. Вскоре серьги стали носить все -- и мужчины, и женщины.

Меняли свое значения и цвета. Так желтый сначала был признаком богатства, потом дурного вкуса и почти исчез из моды, а потом вновь стал модным. Голубой долгое время был символом бедности (как выцветший синий), а когда появились новые красители и стало возможно красить ткани именно в голубые тона, то он стал любимым цветом для девочек. А вот наряжаться в розовый девочкам и девушкам считалось неприличным, ведь розовый -- это ослабленный красный цвет, цвет власти, так что он больше подходил мальчикам.

-4

Спросите, неужели никто не нарушал все эти писанные и неписанные правила?

Конечно, нарушали! Как женщины, так и мужчины. За нарушения штрафовали, отрезали незаконные шлейфы, конфисковывали неположенные драгоценности, выгоняли с балов, осуждали в церквях... Но люди все равно нарушали.

Зачем?

А затем, что встречают по одежке. Одежда создавала репутацию человека, определяла его место в обществе, на улице, в церкви, в суде... Да-да, богатая одежда рассматривалась при судебном преследовании как смягчающее вину обстоятельство, а бедная как отягчающее. Не удивительно, что преступники, прекрасно зная об этом, старались одеваться как достойные и состоятельные люди. Они были уверены, что одежда способна их защитить, если не от казни, то от пытки. И частенько были правы.

Одежда имела такое значение, что приговоренных к смерти ее лишали, оставляя либо совсем обнаженными, либо заменяя одежду рубищем.

-5

Лишение одежды рассматривалось во многом как более серьезное наказание, чем сама казнь. Очень часто обвиняемых достаточно было раздеть, чтобы они дали признательные показания без всяких пыток.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей