Созданный на базе авиалайнера AVRО 652 самолет «Энсон», когда он поступил в военную эксплуатацию в марте 1936 года, стал первым монопланом в Королевских ВВС, к тому же с убирающимся шасси.
Он был закуплен многими странами, в том числе и Финляндией. Идея финнов была очень проста - они срочно и активно обновляли свой авиапарк перед грядущей неминуемой войной, причем не одной...
Закупка Бристоль Бленхеймов у той же Великобритании, с прицелом на их производство по лицензиям (включая и и моторы), привела к тому, что встал вопрос - на чем обучать пилотов - так как опыта полетов на боевых двухмоторных бомбардировщиках на тот момент не было... (подобных машин с 20-х годов не было в составе ВВС Финляндии).
В результате три Энсона уже в 1936 начали эксплуатироваться, причем это также были первые машины в ВВС Финляндии с убирающимся шасси.
Например, фото AN-101 из LeR 4 взлетает с аэродрома Люпетярви 7 марта 1940 года. «Энсон» имеет стандартный британский камуфляж: верхние поверхности темно-зеленые, нижние – светло серые. Капоты моторов – неокрашенный металл:
Еще один "Энсон" садится на аэродром, самолет также на лыжах:
"Энсон" оставил свой след и в искусстве - в авиамузее Центральной Финляндии висит такая картина:
Так выглядели "Энсоны" в финской раскраске:
Так выглядят Бленхеймы, для которых переучивали летчиков на Энсонах (экземпляр из авиамузея Центральной Финляндии):
Вообще, "Энсон" был удачной машиной, настолько удачной, что в Канаде запустили вторую линию с целью производства требуемого количества самолетов...
Сегодня в Великобритании сохранилось только два летающих самолета, третий летает в Северной Америке.
Несколько слов об эстонском Энсоне, который был единственным, но ценным самолетом такого класса в Эстонии: здесь.
О спутниковой мобильной связи читайте здесь.
Всем удачи и мирного неба!