Корпоративные информационные системы представляют собой совокупность информационных систем, интегрированных воедино в масштабе предприятия [1]. Разработка подобных систем может длиться больше года. Поэтому целесообразно поделить процесс реализации на этапы (рис.1), в рамках которых указываются цели проекта и требования к системе, формулируются задачи и предлагаются решения, и, наконец, готовится конечный программный продукт [2]. Но даже в этом случае решения часто принимаются необдуманно без учета теоретической составляющей вопроса.
Рис. 1. Общие этапы внедрения корпоративной информационной системы
Цель и задачи
Цель работы состоит в анализе теоретических и практических способов реализации корпоративных информационных систем для обеспечения более эффективного процесса внедрения. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- обзор литературных источников, посвященных анализу, проектированию и разработке корпоративных информационных систем;
- анализ теоретических подходов, используемых для реализации корпоративных информационных систем на предприятиях;
- выявление подходов к реализации корпоративных информационных систем, имеющих практическую ценность.
1. Обзор литературных источников
Обзор литературных источников [2-4], посвященных анализу и проектированию корпоративных информационных систем (далее – КИС), показал, что существует большое число методов проектирования информационных систем, однако область их применения не вполне определена. В результате непонятно, какой из способов целесообразно применять при решении той или иной задачи. Неправильный выбор чреват увеличением трудозатрат, несопоставимых с начальной постановкой задачи.
Монографии по разработке программ [5-7] описывают исключительно подготовку оптимального программного кода. Описание того, какие принципы должны лежать в основе каждой разработки, отсутствуют. В этом случае, если ошибка первоначально допущена на уровне архитектуры программы, качественно написанный код будет также ошибочен.
Маршрутные карты по проекту внедрения КИС, представленные в книгах [8-10], содержат перечень работ, которые должны быть выполнены, однако детали операций не приводятся. Типичный пример – «необходимо выполнить миграцию данных», но как это сделать, каковы предпосылки и сроки? Ответов на данные вопросы нет. Вышесказанное подчеркивает необходимость детального рассмотрения теоретических основ анализа, проектирования и разработки КИС.
2. Этапы и уровни внедрения
Внедрение КИС укладывается в общие каноны классических уровней управления: стратегический – формирование целей и требований, тактический – определение задач и формирование решений, оперативный – реализация последних (рис.2). Следуя данным приведенного рисунка, очевидна следующая взаимозависимость: если цели и требования были сформулированы неверно, последующая реализация решения окажется некорректной.
Рис. 2. Определение уровней управления для проекта внедрения КИС
Рассмотрим вопрос анализа требований более подробно. Целесообразно начать с обзора процесса внедрения КИС. Типовые этапы имплементации КИС, приведенные в работе [11], включают: подготовку проекта, проектирование, реализацию, подготовку к опытной эксплуатации, непосредственно опытное применение и переход к промышленному использованию (рис.3). Анализ требований и бизнес-процессов заказчика ведется на этапе проектирования, в результате формируется документ, содержащий функционально-технические требования.
Полный текст статьи: http://stepanovd.com/science/article/31-2015-2-erpthpr