Найти тему
Лабиринты времени.

Славянские племена в античном мире.

Протославянские племена. Религия и повседневная жизнь.

 Для более ясного представления о всей разнородности религиозных воззрений, составивших в дальнейшем суть славянского язычества, нам необходимо  проследить момент зарождения протославянских племен из общего индоарийского субстрата и выяснить в каком окружении это зарождение происходило. Установив какие племена окружали протославянский этнос и какое влияние эти племена оказали на формирующийся народ и его религиозные представления, мы увидим каким иноплемённым влияниям подверглись верования древних славян.

Документально подтвердить существование протославянских племен,  можно с шестого века до нашей эры. В шестой книге " Истории " Геродот описывает поход, который предпринял персидский царь Дарий против скифов в 515 г.до.н.э. В его дни Скифия была огромной, этнически неоднородной империей. В приведенном Геродотом списке подчинённых Скифии народов те , которых можно определить как славян , названы " скифами-сколотами" или " скифами-землепашцами".  Геродот указывает, что они селились вдоль реки Днепр. " Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды — элинские скифы, за ним другое племя под названием ализоны. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не только для пропитания, но и для продажи. Выше них обитают невры. ( Геродот кн.4, 17) . " За Борисфеном ( Днепром) со стороны (Чёрного) моря простирается Гилея, а на север от неё обитают скифы-земледельцы. Эти земледельцы населяют обширную территорию, чтобы пересечь её, нужно ехать три дня. Остальные земли представляют собой пустыню, но за пустыней обитают андрофаги, особое, но не скифское племя"(Геродот, кн.4,18). Из этого описания следует, что территория, на которой обитали скифы-земледельцы, занимала часть бассейна Днепра и, возможно, бассейн верхнего Днестра.  Невров, упомянутых Геродотом, можно отнести к восточно-балтским племенам, а андрофаги, по мнению большинства учёных, это мордовские племена, относящиеся к группе восточных финно-угров. Антропологические исследования подтверждают, что те, кого Геродот называл скифами-земледельцами, были протославянами. Физические измерения жителей лесостепной зоны показывают, что они отличаются от кочевых скифов и четко соотносятся с средневековыми восточными славянами. Таким образом, мы можем предположить, что протославяне, уже в шестом веке до нашей эры, имели тесные связи со скифами-кочевниками, которым были подчинены, и с греческими колониями на черноморском побережье Крыма, где продавали излишки произведенного зерна. Общение с ираноязычными скифами-кочевниками, а затем с сарматами пришедшими им на смену, происходило на протяжении многих веков, и обогатило религиозный мир славян. Именно из ираноязычного мира пришло к протославянам понятие религиозного дуализма, которое четко дифференцирует добро и зло, свет и тьму, определяя постоянную борьбу этих противоположных начал в материальной и духовной вселенных. Торговля с греческими факториями, несомненно, открывала для протославян возможность познакомится с традиционной Олимпийской религией древних эллинов. С другой стороны, протославяне имели тесные связи с балтскими племенами, что доказано лингвистическими исследованиями и находками археологов. Некоторые племена, даже имели смешанный этнический балто-славянский состав , что говорит о тесном взаимодействии и взаимном проникновении культурных и религиозных обычаев. Взаимодействие с финно-угорскими племенами началось несколько позже, но так же имело место, и результат этого межкультурного обмена можно  заметить в верованиях славян. Следовательно, имея первичный религиозный опыт индо-арийских предков, протославяне жили не в замкнутом и диком мире, а имели тесные связи с другими народами населявшими просторы Европы и Азии. Результатом постоянного культурного обмена становились заимствования религиозных идей принадлежавших другим народам, и говорить о дикости славян, которым якобы была доступна только вера в русалок и домовых было бы просто глупо и неуместно. Может быть , язычество славян и не развилось в такую же сложную и стройную религиозную систему как у Греков и Римлян, но и говорить о его скудности и бедности только на основании отсутствия письменных свидетельств, совершенно неуместно.Из-за Дуная на славянский мир активно воздействовала древнеримская цивилизация. К началу нашей эры керамика славянских культур Подунавья изготавливалась в точном соответствии с римскими мерами жидкостей и сыпучих продуктов. Из северодунайских провинций славяне заимствовали развитые формы земледелия. В местах славянских поселений находят сравнительно короткие мечи, подобные римским гладиусам. Все это свидетельствует о весьма длительном и плодотворном соприкосновении славян с античной цивилизацией. Разумеется речь идёт только о племенах, живших вдоль линии римских оборонительных сооружений , обозначавших границы империи. Хотя учёные считают, что дальше на север римское влияние не проникало, ограничиваясь, лишь, узкой приграничной полосой, нельзя отрицать наличия коммуникации между славянскими племенами и возможности проникновения информации далеко вглубь территорий населенных нашими предками.