Найти тему
Большая перемена

Дорогу осилит хвалящий

Мне кажется, любой из нас помнит ощущение, которое я сейчас постараюсь описать. Вот оно: я день за днём откладываю дело, требующее ежедневного труда, и ругаю себя за отсрочку. И чем больше ругаю, тем сложнее мне взяться за работу. Вроде бы договорилась сама с собой, что буду учить русский по полчасика каждый день, но руки не доходят. Вроде бы обещала сама себе вовремя делать домашнюю работу, но приступаю к ней накануне занятий с репетитором. От невыполненных обязательств хочется саму себя съесть и вообще забыть о том, что я решила учить русский. В этом случае проще обесценить этот труд, сделать его малозначимым: да зачем грамотность? Пишу так, что другим понятно, ну и ладно. Остальные не занимались ежедневно и как-то поступили в вузы, вот и у меня получится. Всё равно русский сложный, так что выучить его нереально.

А что если не ругать себя, а хвалить? Позанималась пятнадцать минут вместо получаса? Молодец! Вспомнила накануне занятия, что надо сделать домашнюю работу, и хотя бы наспех набросала черновик? Умница: теперь будет, что обсудить с учителем. Записала в блокнот вопрос, на который не получилось самой найти ответ? Тоже хорошо. В любом сложном занятии (а учить русский – это сложно) важно хвалить себя за малейшее усилие. Если подходить к выполнению сложного дела с позиции «я хороший, потому что сделал то-то и то-то», появляется стимул продолжать, потому что хочется быть ещё лучше, потому что чувствуешь: у тебя получается. Не так быстро, как планировалось, но всё-таки получается. Однако мы не так воспитаны. Мы воспитаны себя ругать. Но кто умеет браться за тяжёлый труд с позиции «я ленивый неудачник, всё равно ничего не выйдет» и верить в успех мероприятия? Я не умею. Мои ученики тоже не умеют. Поэтому всё, что нам остаётся, это учиться хвалить себя за те малые шаги, что мы уже сделали по дороге знаний. С ребятами мы договариваемся, что не будем ругаться ни при каких обстоятельствах. Не сделал домашнюю работу? Это повод поговорить о том, почему так случилось, но не повод для упрёков. Это повод разделить домашнюю работу на две части. Это повод договориться о том, что на протяжении нескольких уроков вообще не будет домашней работы, потому что надо отдохнуть. Да-да, отдохнуть. Дорога знаний, знаете ли, очень длинная! А уж за наполовину выполненную домашнюю работу нужно только хвалить. И ни в коем случае не ругать за другую половину, которая осталась без внимания. Для того, чтобы сделать следующий шаг по дороге знаний, сначала нужно похвалить себя за предыдущий. По-другому этот путь не осилить.