Найти тему

Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШИМ | комплекс отличника

Оглавление

Важно понимать, что это не «хочу». Это не желание, возникающее у вас в голове. Это установка, обязанность, которую возложили на вас. В большинстве случаев этот крест прибивают ваши родители и школа. С раннего возраста, когда наш мозг не умеет фильтровать информацию, воспринимая все, сказанное родителем, как правду, у нас на слуху всегда одна неизменная фраза: «Учись на пятерки». Конечно, вариации есть разные:

«Учись на пятерки и я куплю тебе телефон»

«Учись на пятерки и мы поедем отдыхать»

«Если ты получишь тройку – ты наказан» (а иногда и за четверку идет сильнейшее наказание)

Кстати, советские плакаты — прекрасные примеры того, что не нужно говорить своим детям. Быть умным и развитым — не значит учиться на пять. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок горел желанием учиться — не смотрите на его оценки, смотрите на его стремления и желания.
Кстати, советские плакаты — прекрасные примеры того, что не нужно говорить своим детям. Быть умным и развитым — не значит учиться на пять. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок горел желанием учиться — не смотрите на его оценки, смотрите на его стремления и желания.

Таким образом нам прививают комплекс отличника. Знаете, у каждого в классе, наверное, был ребенок, который плакал, когда получал четверку? И обычно такого человека называли ботаном, заучкой и так далее. Потому что никто не разбирался, а что же за эти стоит?

А стоит за этим стоят наказания за плохие оценки. С тобой могли не разговаривать родители после школы, если заглядывали в дневник. Тебя могли физически наказать за двойки и тройки. А на четверки могли вздохнуть и сказать с интонацией легкого разочарования: «А что ж не пятерка-то?»

Ребенка обычно не спрашивают старался ли он. Не оценивают его усилий, чтобы достичь оценки, которую он получил. Продемонстрирую на своем примере:

Я закончила 11-ть классов. Всю жизнь у меня были ужасные проблемы с математикой и, если в пятом классе, я еще держалась на четверках, то в 10-м у меня была угроза получить двойку. А еще прибавлялись угрозы оставить на второй год. У меня была апатия, я ненавидела математику еще больше, но в итоге я закончила 11-й класс с тройкой по математике и с пятеркой на базе ЕГЭ. Все время, которое я училась, бабушка и отец узнавали мои оценки и хором твердили: «Тройка – это не оценка».
Тоже ложное высказывание. Люди с красными аттестатами не могут найти себе работу в то время, как ее находят люди даже без полного среднего образования.
Тоже ложное высказывание. Люди с красными аттестатами не могут найти себе работу в то время, как ее находят люди даже без полного среднего образования.

ПОЧЕМУ?

Тройка – это оценка. Оценка, на которую я работала. Я старалась просто закончить школу. Но меня за нее стыдили, даже когда я прилагала усилия, чтобы просто не получить двойку или кол. (теперь это называется см.)

И такое пренебрежение к оценкам, кроме пятерки, получают очень многие люди.

Знаете, что самое «забавное»? За пятерки тебя тоже не хвалят. Просто ты ОБЯЗАН их получать. И ты знаешь об этом. Никто не будет рад, просто ты будешь всегда обязан. Чтобы за тебя не было стыдно.

Наш долг — гордиться собой, не зависимо от того, как мы что-либо делаем. Наш долг — хотеть развиваться, а без ошибок развитие невозможно
Наш долг — гордиться собой, не зависимо от того, как мы что-либо делаем. Наш долг — хотеть развиваться, а без ошибок развитие невозможно

Что же случается дальше?

Ты вырастаешь, заканчиваешь школу, университет/колледж или все вместе. И ты идешь на работу. Тебе дают задание. Новое для тебя задание, ты такого никогда раньше не делал. И ты оттягиваешь его выполнение настолько, насколько сможешь, потому что ты в ужасе.

«Что, если у меня не получится?»

«Я не создан для этого»

«Лучше уже сейчас все бросить»

«Я не смогу»

И еще много-много мыслей. Мыслей о том, что будет, если ты не сделаешь идеально. Мы начинаем неосознанно перекладывать слова и поступки наших родителей и учителей на тех, кто никак к ним не относится. На новых нам людей, которых мы не знаем. Мы представляем себе начальника, который нависает над вами и кричит: «А почему не пятерка?!». Точнее…он может кричать что угодно, но смысл будет только в одном:

«А почему не идеально?!»

Умейте просить помощи. Лучше понять, что не так сразу, исправиться и научиться на чужом опыте, чем корить себя за то, что ты глупый и допускаешь одну и ту же ошибку.
Умейте просить помощи. Лучше понять, что не так сразу, исправиться и научиться на чужом опыте, чем корить себя за то, что ты глупый и допускаешь одну и ту же ошибку.

Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить.

Что чувствует неуверенный в себе человек?

"Я чувствую неуверенность в себе. Я боюсь попросить помощи. Я боюсь показаться глупой. Я боюсь ошибаться. Я боюсь презрения. Я боюсь, что меня накажут. Меня трясет, когда мне нужно принять решение. Я боюсь своих действий."

Я боюсь быть не идеальной.

Что странно, когда ты знаешь, что идеальных людей не бывает. Но в твоей голове уже есть установка, что именно ты должен. Должен им быть. Человеком без права на ошибку.
Считать своих детей — позором действительно может только самый «любящий» родитель.
Считать своих детей — позором действительно может только самый «любящий» родитель.

Что вы можете сделать?

Научитесь снимать с себя ответственность:

Перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам.

Разрешите себе ошибаться:

Начните учиться чему-то новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения.

Ограничивайте время:

Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью.

Если у вас уже есть дети: не повторяйте ошибок, допуская подобное воспитание. Дайте детям адекватную оценку реальности. Хорошие оценки в школе, красный аттестат не стоят мучений, которые приносит в дальнейшей жизни комплекс отличника.