Найти тему
Мама-Лама

Учимся считать играя, и без напряга осиливаем таблицу умножения

Мы с Машей считали всё и везде с самого раннего возраста. Были у нас пособия по математике. Игралочка.

Есть несколько частей на разный возраст
Есть несколько частей на разный возраст

В машине часто играли (и сейчас играем) в Угадай число. Например, я задумала число в диапазоне от 1 до 10. Маша угадывает. Я могу ей сказать только больше или меньше мое число по сравнению с тем, которое она назвала. Соотвественно нужно угадать задуманное число с меньшего количества попыток. Потом меняемся, она загадывает, я отгадываю. Лет в 6 или 7мы расширили диапазон от 1 до 100, теперь играем от -100 до 100. Для развития навыков счета мы также использовали настольные игры. Сначала обычные ходилки с одним кубиком. Потом те же игры, но с двумя кубиками (отрабатывали сложение в пределах 12). Наши любимые были Зимняя сказка и Летняя сказка.

-2
-3

Потом была отличная карточная игра 10 свинок (счет в пределах 10), Спящие королевы (в пределах 50) и Зевс на каникулах (в пределах 100).

Сейчас летом учили таблицу умножения. Искала разные способы в интернете и пособиях, игры и задания. Оставлю их здесь, вдруг, кому пригодится.


Очень часто ребенку сложно освоить таблицу умножения, потому что он не понимает сути умножения, а она очень проста. Это ускорение сложения или, как говорят, умное сложение. Ребенок физически должен представлять, что 3 умноженное на 4, это три кучки по четыре чего-нибудь (фасоль, палочки, спички и пр.). И вообще зубрить таблицу умножения "в лоб" по столбикам с примерами сложно, так как не прослеживаются закономерности.

Чтобы успешно освоить умножение, повторюсь, ребенок должен достаточно быстро складывать в уме. Как нескучно прокачать этот навык написано выше. А теперь о закономерностях (их хорошо видно на таблице Пифагора):

-4

Таблица Пифагора

1. Самое простое - все числа при умножении на 1 дают сами себя. То есть таблицу на 1 учить не нужно))))

2. Умножение одних и тех же чисел в разном порядке не меняют результата. 2 × 3 = 6, так же как и 3 × 2 = 6. Получается, что учить нужно не всю таблицу, а только половину, это не может не радовать))))

3. Умножение на 4 легко заменить двойным умножением на 2 (3х4, 3+3=6, 6+6=12).

4. Все числа при умножении на 5 оканчиваются на 5 или 0. Если число нечетное, то на 5, если четное, то на 0. К тому же, легко заменить умножение на 5, умножением на 10 и делением пополам (4 × 5 = 4 × 10 (40) ÷ 2 = 20).

5. Мое любимое: умножение числа 9 (кроме как на 1 и 10) легко запомнить с помощью пальцев двух рук. Поставьте две руки рядом. Загните тот палец по счету, на какое число умножается 9. Количество пальцев слева от загнутого - десятки, справа - единицы. И к тому времени, как ребенок доберется до таблицы на 9, окажется, что примеры все кроме 9×9 уже были раньше.

6. Умножение на 10 просто добавляет 0 к цифре (3х10=30).

Способы повторения: я уже описывала в занятиях на лето приложение для телефона по таблице умножения, которое нам нравится. Есть настольная игра "Умножение и Умноделение". Но ее основной минус - это цена. Можно также повторять по карточкам. Вырезать карточки с примерами и сложить стопкой. Те примеры, на которые ребенок ответил правильно, откладываем. На которые не ответил или ошибся, возвращаем в стопку, и дальше повторяем уже только те, которые не запомнились. Можно попросить ребенка на листке в клетку самостоятельно заполнить таблицу Пифагора.

Еще хотела отметить, что игры работать не будут, если вы не играете в них вместе с детьми.

Если у вас есть свои интересные способы, оставляйте в комментариях.