Автор: Александра Горчинская
11 июня 2017 в Украине вступил в силу долгожданный безвизовый режим со странами ЕС. Он открыл украинцам, которые оформили себе биометрические загранпаспорта, вход в безграничный мир путешествий: с того времени путешествовать без виз стало возможным в тридцать стран.
За год безвиза украинцы получили 8,8 млн заграничных биометрических паспортов. А Государственная пограничная служба в этот день отчитывается, что за первый год безвиза с ЕС зафиксировано 221 тыс. безвизовых поездок граждан Украины в страны Евросоюза.
Путешествовать больше стали люди разного возраста, и в лентах соцсетей можно было увидеть посты друзей, которые возили от Рима до Стокгольма своих мам и бабушек. Так, главный редактор сайта Bird in Flight Евгений Сафонов благодаря безвизу свозил в Париж свою 83-летнюю бабушку, Светлану Стаценко. До этого женщина побывала только в Карелии и на Байкале, да и то — очень давно.
Шанс увидеть Грецию в 2017-м получил и 79-летний скульптор из села Панасовка на Полтавщине, Валерий Ермаков. Последний раз мужчина выезжал из Панасовки, где сейчас заселены всего два десятка домов, аж 49 лет назад — в Киев.
В 2016-м с ним познакомилась команда волонтерского проекта Ukrainer, занимающегося исследованием культуры и традиций в разных регионах Украины и посещающего разные села с экспедициями. Спустя год после знакомства, в 2017-м, решили подарить Валерию незабываемые впечатления — путешествие в Грецию, страну, мифологией и культурой которой он вдохновляется в своей работе едва ли не всю свою жизнь.
Как это было, в интервью проекту НВ Вспомнить все рассказывает основатель Ukrainer Богдан Логвиненко.
«Когда познакомились с ним, подумали: Валерий настолько классный, что мир должен как-то его отблагодарить. Мы решили показать Валерию тот мир, который он изображал в своих скульптурах, но ни разу не видел вживую.
Тогда многие СМИ написали громкие заголовки, что мы воплощаем его мечту о Греции. На самом деле нет, он не мечтал о такой поездке. Валерий последний раз путешествовал 49 лет назад — тогда был в Киеве. Поэтому такое далекое путешествие, как в Грецию, было для него где-то на уровне вероятности улететь в космос.
Я предлагал нескольким туристическим агентствам, с которыми мы тогда работали, чтобы они просто оплатили ему тур, а мы могли бы снять, как он отправляется в поездку и как возвращается оттуда. В агентствах нам отказали, заявив, что это неинтересно.
На тот момент еще не было безвиза, и мы себе с ужасом представляли, как повезем его в Киев, сделаем ему визу, потом отправим его обратно в Панасовку. Через год, в 2017-м, у нас наконец вышел материал — видео про Валерия. И я создал у себя пост о нем.
Мы начали собирать деньги. Посчитали, что нам понадобится 40 тыс. грн, чтобы отправить в путешествие Валерия и нашего оператора. 40 тыс. грн мы собрали за три часа, а за два дня — более 115 тыс. грн, кажись. Поэтому мы решили расширить команду и снять документальный фильм. Он выйдет до конца этого года — будет в прокате в кинотеатрах.
Уже когда собрали деньги, позвонили Валерию и сказали, что есть возможность отправить его в Грецию. Он сразу ответил — да. Конечно, было очень много рисков. Он мог отказаться как в самом начале, так и где-то посреди процесса оформления документов, например.
Но, к счастью, он согласился. Тогда уже ввели безвиз, поэтому нам не пришлось ехать в Киев и подавать документы на визу — надо было только сделать Валерию биометрический паспорт.
Мы приехали в Панасовку, чтобы забрать Валерия, затем уже с ним — в Сумы в паспортный сервис. Увезли все документы, привезли Валерия обратно в Панасовку, а сами поехали на границу с Румынией снимать праздник Маланки. То есть были в совершенно другом конце страны, когда нам позвонили из паспортного сервиса и сказали, что отменяют наше представление документов, потому что у Валерия нет печати о выдаче в его украинском паспорте. Фактически 20 лет он жил с недействительным внутренним паспортом и не знал об этом.
Итак, через неделю мы вернулись к Валерию и поехали делать ему ID-карту — новый внутренний украинский паспорт. А уже после этого — загранпаспорт. Весь процесс слишком затянулся. Ездили в паспортный сервис три или четыре раза.
Сам же Валерий реагировал на все с интересом и удивлением. Он совершенно сознательно на все пошел, понимая, что ничего не знает о современных тенденциях и технологиях, о процедуре получения паспорта и пр. В своем селе стал первым, у кого появилась ID-карта.
Еще одна ироничная ситуация — это когда мы как раз собирались улетать в Грецию, и здесь Валерию позвонили журналисты из какой-то местной газеты в Миргороде. Он с ними поговорил, а потом заявил: «О, я теперь меня будут знать даже в Миргороде благодаря вам!». Мы сказали: «Мы вам потом объясним, что такое интернет». Потому что на то время про Валерия уже написали многие СМИ, много людей видели наши ролики о нем. Уверен, что охват этой истории тогда было около 100 или 200 тыс. человек.
По ходу всей этой подготовки у нас было много приключений. Например, во время гололеда мы слетели с дороги и разбили машину — к счастью, все остались целы и невредимы. Но авто было разбито со всех сторон. В Греции у нас дважды ограбили машину. В общем, в этой всей истории было много вызовов.
Мы также переживали о том, как Валерий перенесет это путешествие, ведь ему тогда было 79 лет — мы не знали, все будет хорошо с ним во время перелета. Однако он очень любознательный и активный, хочет потреблять этот мир — много гулял, ходил по большим камням на берегу. В своем фильме мы хотим показать иную старость. Потому что в этом возрасте наши, украинские пенсионеры уже в основном готовятся умереть. Валерий же — как пенсионер с другого, богатого мира. Он абсолютно открыт для всего.
Конечно, он хотел бы поехать еще куда-то. Но теперь, после Греции, Валерий много работает. Говорит, должен показать, что был достоин этого путешествия. На Валерия обратили внимание всевозможные иностранные арт-блогеры, его работы появились на различных зарубежных онлайн-порталах. К Валерию в Панасовку часто приезжают фанаты — люди, которые хотят с ним познакомиться.
Он изображал мир, в котором никогда не был. А теперь у него значительно больше инструментов, чтобы сделать свои работы еще лучше. Увидеть вживую — это, конечно, совсем не то же самое, что рисовать с картинки. Там были какие-то деревья, которые он всегда мечтал нарисовать, но не мог, потому что никогда не видел вживую. До поездки в Грецию".