Найти тему
Rostkov Communications

Краткий анализ аудитории. Чек-лист

Анализ целевой аудитории необходим на всех этапах развития интернет-проекта — перед запуском нужно изучить нишу и понять потребности пользователей, а в дальнейшем прибегать к инструментам веб-аналитики для корректировки работы. Какие сервисы использовать и в какой последовательности, рассказываем далее.

Целевая аудитория (ЦА) — это пользователи, для которых ваш продукт или услуга востребованы, они с большей вероятностью совершат покупку и на них можно оказывать воздействие с помощью маркетинговых инструментов. Пользователям, которым ваш продукт не интересен, так же будут не интересны ваши рекламные ходы — вы потратите время и силы впустую.

Целевую аудиторию условно можно разделить на несколько групп:

Аудитория, к которой у вас есть доступ. Это ваши покупатели — узнать о них больше можно с помощью веб-аналитики и CRM.Те, кто по какой-то причине не стал вашими клиентами. Все те, кто бросил корзину, ушел и не вернулся и т. д. Чтобы узнать о таких пользователях больше, можно использовать анкеты на сайте и сервисы для опросов.Люди, которые потенциально могут заинтересоваться вашим предложением. Здесь вам нужно понять, как выглядит ваш бренд в глазах новых потребителей. В решении задачи помогут сервисы: «Яндекс.Взгляд» для опроса аудитории и Brand Analytics для анализа упоминаний вашего бренда в сети.

Зачем анализировать ЦА

Чтобы увеличить количество продаж, нужно изучить свою аудиторию максимально подробно. Если у вас будет обобщенный портрет ваших покупателей, вы сможете эффективнее организовать маркетинг. Когда известна конечная цель, количество погрешностей уменьшается, а результативность растет.

Детальное изучение своей ЦА позволяет:

— Построить успешную кампанию во всех маркетинговых каналах: SMM, контекстной и баннерной рекламе, SEO, email-рассылках.

— Скорректировать ассортимент согласно потребностям потребителей.

— Привлечь новых покупателей за счет ориентированных на аудиторию акций, скидок, конкурсов.

— Ускорить развитие проекта.

Для анализа целевой аудитории применяют несколько взаимодополняющих методов:

Анализ спроса с помощью подбора поисковых запросов.Анализ сезонности и трендов.Анализ аудитории сайта и соцсетей.Опрос пользователей на сайте или в соцсетях.Анализ упоминаний бренда.Онлайн-исследования с помощью сервисов.Структурирование и визуализация данных.

1. Анализ спроса

Еще до запуска проекта вы должны определиться с тем, какие проблемы решаете и какую нишу на рынке займете. Для этого важно проанализировать текущий спрос. Быстро и легко это можно сделать с помощью сервиса Wordstatот «Яндекс».

Работа с сервисом позволяет выявить потребности пользователей, а также определить некоторые сегменты аудитории — люди могут искать один и тот же продукт разными способами и в различных формулировках.

2. Анализ сезонности и трендов

Следующее, что нужно, — это узнать сезонность потребностей пользователей. Это можно сделать с помощью инструментов от Google и «Яндекс».

Сервис позволяет отслеживать популярность поисковых запросов в зависимости от сезона. Это даст вам возможность предугадывать популярность продуктов или услуг.

-2

2. Анализ сезонности и трендов

Следующее, что нужно, — это узнать сезонность потребностей пользователей. Это можно сделать с помощью инструментов от Google и «Яндекс».

Сервис позволяет отслеживать популярность поисковых запросов в зависимости от сезона. Это даст вам возможность предугадывать популярность продуктов или услуг.

-3

3. Анализ аудитории сайта и соцсетей

После того, как вы запустите сайт и начнете работу с аудиторией в соцсетях, у вас появится возможность для ее анализа.

Для анализа аудитории сайта используют системы аналитики, которые встраиваются на сайт, — «Яндекс.Метрику» и Google Analytics. Обе системы подсчитывают количество посещений сайта и предоставляют доступ к информации о вашей аудитории: статистике переходов и количеству активных пользователей, их географии, демографии, интересах, поведении
и т. д.

Эта информация используется для последующей сегментации всей аудитории, которая проводится по 4 основным принципам:

— Географическому. В зависимости от масштаба проекта, рынок разделяется по странам, регионам, городам, районам, улицам.

— Демографическому. Возраст, пол, религия, семья — на основе этих данных можно сделать вывод о покупательской способности.

— Социально-экономическому. Образование, уровень дохода, жилищные условия — эти характеристики указывают на платежеспособность и предпочтения покупателя.

— Психографическому. Включает в себя социальный статус, жизненные принципы и образ жизни.

Яндекс.Метрика

-4

Google Analytics

Работает по тому же принципу, что «Яндекс.Метрика», но более сложен в использовании. Вместе с тем позволяет проводить более глубокую аналитику — разнообразие настроек дает возможность получать срезы по нужным вам характеристикам.

-5

4. Опросы пользователей

Опросы можно проводить у себя на сайте, в соцсетях или создавать формы опросов с помощью специальных сервисов.

В Facebook опросы можно проводить с помощью встроенного функционала. Во «ВКонтакте» опрос можно прикрепить к любому посту.

Еще один вариант — создавать формы опросов с помощью сервисов и рассылать их по спискам контактов.

Google Формы

Простой и бесплатный сервис для создания электронных опросов, которые доступны по ссылке. Также позволяет создавать тесты. Ваши пользователи смогут пройти опрос, а все ответы будут записаны. Для начала работы достаточно иметь аккаунт в Google (почтовый ящик в Gmail).

Опросы создавать легко, специальная инструкция для этого не требуется. Кроме того, можно воспользоваться готовым шаблоном, а потом немного изменить его. В сервисе есть встроенная «Справка», в которой есть ответы на самые популярные вопросы. После создания опроса, его нужно опубликовать, затем вы можете настроить уровни доступа — опрос может быть доступен всем или только тем, у кого есть ссылка на него.

SurveyMonkey

Сервис для проведения опросов, с помощью которого можно получить ответы на интересующие вас вопросы. Единственный момент — у вас уже должны быть какие-либо контакты. Это могут быть профили в соцсетях, адреса электронной почты из базы рассылки или CRM.

Вопросы должны быть конкретными, то есть сначала вам нужно определиться — какая информация необходима. Например, если у вас интернет-магазин, то будет полезно спросить пользователя, почему он отказался от покупки, что показалось ему сложным, какие преимущества у конкурентов?

Смысл в том, чтобы найти «узкое» место в вашей воронке продаж, момент, который вызывает затруднение у пользователя и мешает совершить покупку. И с помощью опроса попытаться понять, как исправить ситуацию.

5. Анализ упоминаний бренда

На этом этапе используются сервисы, которые отслеживают комментарии, отзывы и упоминания в соцсетях, на форумах, тематических площадках. Анализ упоминаний позволяет понять, как бренд выглядит в глазах пользователей.

Есть несколько сервисов, которые позволяют отслеживать упоминания. Мы рассмотрим самый крупный и популярный из них — Brand Analytics.

Brand Analytics

Если хотите узнать, что говорят пользователи в социальных медиа о вашем бренде или конкурентах, обратитесь к сервису Brand Analytics.

Сервис охватить неизвестную вам часть аудитории. Он отслеживает все упоминания о вашей компании, бренде, персоне или услуге, сводит информацию воедино и представляет ее в доступном графическом виде. Одно из достоинств — скорость индексации, уже через несколько минут вы увидите упоминание о вашей компании. Второе — Brand Analytics эффективно собирает сообщения из Facebook и комментарии в Instagram. Можно видеть, как часто вас упоминают и в каком ключе.

-6

Сервис отслеживает любые упоминания о бренде в медиа и СМИ, производит автоматический анализ данных и предоставляет информацию в виде агрегированных графиков и отчетов. Важное преимущество — охват практически всех ресурсов. В зону анализа входят все социальные сети, а также блоги, форумы, онлайн-СМИ и мессенджеры.

Это значит, что сервис может служить как самостоятельным источником информации о пользователях, так и вспомогательным. Например, для анализа поведения сложных целевых групп, которые невозможно достать классическими опросными методами.

-7

Пример отчета по авторам для Starbucks

Полученные сообщения дополняются метаданными и информацией об их авторах: пол и возраст, количество лайков и репостов сообщения, размер потенциальной аудитории сообщения и т. д. Метаданные позволяют производить количественный анализ данных — сегментировать упоминания для анализа по любому каналу и целевой аудитории. Кроме того, есть возможность собрать старые данные, а также данные по определенной теме в сравнении с ключевыми конкурентами.

6. Онлайн-исследования с помощью сервисов

Рассмотрим сервис, который позволяет получить информацию от тех пользователей, которые могут и не знать о вашем бренде, они не пользовались вашим продуктом или услугой. Эта информация особенно ценная — сейчас объясним, почему.

«Яндекс.Взгляд»

Сервис поможет вам:

Проанализировать рынок перед запуском нового продукта.Понять, довольны ли пользователи вашим продуктом или услугой.Узнать мнение пользователей по поводу внедрения новых возможностей.Выявить преимущества и недостатки конкурентов.Изучить новую аудиторию, например, ваших потенциальных клиентов.Оценить эффективность рекламной кампании.

Сервис полезен для изучения мнений различной аудитории. Главное достоинство — подбирать аудиторию можно не только по социально-демографическим показателям, но и по модели поведения в интернете. Например, сервис позволяет опрашивать те категории пользователей, которым вы показываете рекламу в «Яндекс.Директе».

7. Результат анализа целевой аудитории —

это портрет потребителя, точная характеристика яркого представителя определенной аудиторной группы или ее сегмента. Это воображаемый человек, в котором собраны типичные черты клиента — возраст, пол, хобби, предпочтения в продуктах и т. п.

Портрет отвечает на следующие вопросы о пользователе:

Каковы его социально-демографические характеристики? Пол, возраст, семья, доход, профессия. Где он проводит время? Тематические сайты, форумы, интернет-магазины, социальные сети. Какие проблемы решает ваш продукт и какие эмоции вызывает? В чем ваше преимущество перед конкурентами? Почему человек должен купить у вас?
Ясное представление о том, кто ваша аудитория и покупатель, позволит найти общий язык с пользователями и понять их потребности. Полученный портрет нужно использовать для эффективного таргетинга рекламы и разработки маркетинговых акций.

В данной статье представлены лишь несколько методов анализа Целевой аудитории. Более широкий список вы можете получить у нас.

Всем побед и хороших выходных!