Настоящая Беларусь совсем не такая, какую нам показывают по телевизору. Но она не соответствует и образу, который мы создаем в своем воображении. Стоит появиться очередному толковому исследованию «глубинного народа» — и мы удивляемся: надо же, как много мы не знали про собственную страну!
В предыдущей колонке я рассказывал о том, как белорусы воспринимают работу: оказывается, скорее как неприятную обязанность, чем возможность самореализоваться, проявить себя. И пусть это не отменяет очень добросовестного отношения к работе, определенное разочарование все равно присутствует. Сейчас же рассмотрим отношение белорусов к двум фундаментальным духовным ценностям: религии и семье.
Продолжаем анализировать масштабное исследование «Ценности населения Беларуси», представленное Исследовательским центром ИПМ.
ВЕРА
Религия всегда была одним из излюбленных объектов изучения для социологов. Тем более что религия исторически была движущей силой развития многих культур — и белорусы тут не исключение. Объединение представителей народа в единую группу происходило через символические действия и, что куда важнее, через принятие религиозных норм и ценностей.
Церкви и храмы в Беларуси, как и во многих странах, столетиями были местом, где люди собирались для общения. Также религия — это еще и форма социального контроля, призванная регулировать поведение людей, определяя за них, что является добром, а что злом. Впрочем, в контексте разбираемого нами исследования функция религии — придание жизни смысла и цели.
Опрос показывает, что наиболее распространенной религией в Беларуси является православие — к нему себя отнесли 78,9% опрошенных. Католиков оказалось 5,6%, протестантов (всех деноминаций) — 0,5%. Я же всегда считал, что и католиков, и протестантов в Беларуси на самом деле куда больше.
Никакой религии не исповедуют 5,1% населения. Однако авторы исследования резонно замечают, что исповедуемая религия не говорит об уровне религиозности и веры человека. Если белорус называет себя православным — спросите, какого числа в этом году Пасха. Вот сколько людей ответит — столько, по крайней мере, действительно имеют отношение к православию. «Истинные», а не «записные» католики и протестанты определяются примерно так же.
Поэтому исследователями отдельно был задан вопрос о том, насколько люди верят в Бога. Количество безусловно верующих белорусов оказалось практически таким же, как и количество сомневающихся.
Ну а дальнейшее было вполне прогнозируемым: женщины больше верят в Бога, чем мужчины, а самая верующая возрастная группа населения — люди в возрасте от 30 до 44 лет. Не верят в Бога 4,7% населения.
А теперь — о парадоксах. При том что в Бога верят, не испытывая никаких сомнений, 42,6% населения, религиозными себя считают 62,4% людей.
Еще один хороший маркер реальной (а не самооценочной) религиозности — посещение церкви и исполнение соответствующих ритуалов (активное следование традициям и канонам религии). Как показало исследование ИПМ, большинство населения (85,4%) посещает религиозные службы только по важным праздникам, раз в год или реже.
Тем не менее низкий уровень посещаемости религиозных служб не свидетельствует о низком уровне веры, но в некотором смысле говорит о разрушении традиционных представлений о религиозности. Многие люди, считающие себя религиозными, в реальности если и посещают церковь, то только по важным праздникам. В традиционном представлении о религиозности это недостаточный ее уровень, однако в современных реалиях такой уровень религиозности можно оценить как умеренный.
Другой критерий оценки религиозности — чтение молитв, поскольку это практически не предполагает значительных временных затрат и физических усилий и доступно для всех религиозных людей. Кроме того, чтение молитв — эмоциональное и очень личное действие, и поэтому говорит о действительном уровне религиозности людей. Что ж, смотрим таблицу.
Видим весьма умеренный уровень религиозности: часто молятся 21,8% населения, а 33% не молятся никогда.
Также для того, чтобы понять, какое место религия занимает в жизни людей и насколько актуальны темы, связанные с религией, нужно определить, как часто люди готовы обсуждать вопросы, связанные с религией, в разговорах со своими друзьями и близкими. По собственным оценкам 5,3% населения часто обсуждают вопросы религии с друзьями, 17,4% иногда разговаривают на такие темы, редко — 37,8%, и никогда не обсуждают вопросы религии 39,4% населения. Люди, считающие себя религиозными, значимо чаще обсуждают вопросы религии, чем нерелигиозные люди. На эти темы говорят 73,9% религиозных и 38,7% нерелигиозных людей. То есть религия заметна для всех групп населения и является предметом для обсуждения, но при этом не занимает значительного места в качестве темы для обсуждения для большинства белорусов.
Сложно не согласиться с авторами исследования, которые приходят к выводу: «В целом уровень веры и религиозности в Беларуси является умеренным. Количество верующих людей существенно превышает количество неверующих, но в то же время значительной является доля людей, имеющих некоторые сомнения по поводу веры и религии».
СЕМЬЯ
Изучая результаты исследования ИПМ, сложно не заметить: к семье белорусы относятся куда более трепетно, чем к работе или религии. Тут достаточно посмотреть на краткое резюме исследователей по данному вопросу.
Итак:
- Семью подавляющее большинство людей ассоциирует с детьми.
- Любовь и дом в первую очередь ассоциируются с семьей.
- Большинство людей считают, что ничего не может быть важнее материнства (84,8%) и отцовства (77,5%).
- Оптимальным возрастом рождения первого ребенка 41,6% населения считает возраст от 21 до 25 лет, 36% — от 26 до 30 лет, 11,7% — от 31 до 35 лет, 6,9% — до 20 лет и 3,8% — после 36 лет.
- Более половины респондентов не ощутили никаких проблем после рождения детей.
- Финансовые трудности занимают первое место по частоте упоминаний.
- Для женщин существенно актуальнее проблема затруднения карьерного роста, чем для мужчин, — с ней столкнулись 5,9% женщин и 1,1% мужчин. Второе существенное различие — возникновение проблем со здоровьем. Они возникли у 10,9% женщин и 2,1% мужчин.
- Из тех, кто планирует иметь детей, 62,2% нацелены на рождение двоих детей, 15,7% — на рождение троих детей, 6,6% — на рождение одного ребенка и 1,8% — на рождение 4 и более детей.
- Наиболее распространенная причина отказа от рождения детей — людям это просто неинтересно — 58,2%, 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% говорят, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что это повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.
- Наиболее существенные препятствия для рождения ребенка в ближайшие 2 года (кроме возраста): отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и желание сначала построить карьеру.
- Женскими обязанностями белорусы считают: уход за одеждой, бельем и обувью, приготовление пищи, уборку и мытье посуды. Мужскими обязанностями считают содержание и ремонт автомобиля, а также строительство и ремонт. Чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают одинаковые обязанности мужчин и женщин.
- В отношении к обязанностям родителей по всем позициям доминирует мнение, что оба родителя в равной степени должны заниматься детьми.
- Самыми женскими обязанностями наши соотечественники считают уход за ребенком и помощь детям с учебой, а самой мужской обязанностью — наказания.
- 91,7% белорусов считают, что молодые люди должны ухаживать за пожилыми родственниками, а 91,6% считают, что пожилые люди заслужили спокойную старость и не должны работать на пенсии, если не хотят.
Как видим (да, в принципе, и как предполагалось), семейные ценности в Беларуси являются доминирующими, в том числе над работой и даже религией. Семья как социальный институт выполняет ряд функций, значимых для общества в целом. И особенно значима в период социальной, политической и экономической турбулентности. (Читай: последние 30 лет.)
Семейные ценности белорусов весьма обширны и включают в себя отношение к браку, воспитанию детей, ведению экономической деятельности и многое другое. Но основной фокус внимания сосредоточен на вопросах, связанных с детьми. Ряды ассоциаций не оставляют сомнений в том, что действительно ценно для белорусов.
Вот только статистика свидетельствует немного о другом. Падающая рождаемость на фоне стабильной смертности указывает, что для молодых поколений семья и дети уже не являются столь же безусловными ценностями, как для их родителей.
И это на фоне того, что уровень рождаемости в Беларуси ниже уровня смертности, то есть нужно как-то стимулировать рождаемость. Но как — непонятно. Молодые люди не очень хотят рожать вообще, а еще меньше настроены иметь много детей. Причем, что интересно, процесс имеет волновую динамику: за последние 20 лет уровень рождаемости существенно возрос и в 2015 году почти сравнялся с уровнем смертности. Но в 2017 году он снова значительно снизился. Это, наверное, пресловутое «поколение Z» дает о себе знать...
Но давайте посмотрим, какая ситуация с детьми сейчас. В структуре выборочной совокупности оказалось 28,6% бездетных, 31,2% имеют одного ребенка, 31,7% — двоих, 6,7% — троих, 1% — четверых и более. Средний возраст рождения первого ребенка в выборке — 21,3 года, что по современным меркам очень даже неплохо. (В большинстве стран Европы уже стараются не рожать до 30 лет.)
Но хотя средний возраст рождения первого ребенка в белорусской семье довольно низкий, в различных возрастных группах количество детей сильно отличается.
Многие же сегодня просто не хотят иметь детей — и вовсе не по причине возраста или того, что у них уже есть дети. Самая распространенная причина отказа от рождения ребенка — «это просто неинтересно» — 58,2%. Еще 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% уверены, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью. Причем, по словам социологов, все эти причины называют в основном мужчины в возрасте от 18 до 29 лет. И это дает надежду — ведь рожать-то все равно будут женщины.
Автор: Денис Лавникевич
Фото: Unsplash / John-Mark Smith