Если вы когда-нибудь мечтали совершить кругосветное путешествие на каком-то одном транспортном средстве, но боитесь летать, выбор средства для передвижения становится довольно ограничен. Корабли не могут передвигаться по суши, а большая часть автомобилей - по воде (а это очень важно, учитывая, что наша голубая планета на 70 процентов состоит из воды).
Такие проблемы, как эта, пробуждают умы праздных гениев, таких как Рик Доббертин. На протяжении 1980-х годов Доббертин зарабатывал на изготовлении шоукаров и гоночных дрэгстеров класса Pro Street, позволяя своим творческим сокам течь через стекловолокно и сталь. Потом ему стало скучно. В поисках другого испытания он и его жена Карен предложили идею «Project Earth-Trek», которая позволила бы им исследовать каждый уголок Земли в научно-фантастическом транспортном средстве своей собственной разработки, получившем название Dobbertin Surface Orbiter (или в вольном переводе «Поверхностный орбитальный аппарат Доббертина»).
Особенности конструкции
На первый взгляд Surface Orbiter выглядит как нечто среднее между автоцистерной и космической ракетой. И это не случайно: за основу взяли цистерну для молока из нержавеющей стали (построенную в 1959 году компанией Heil) и добавили кабину в форме клина спереди.
Было много преимуществ использования цистерны в качестве основы для транспортного средства длиной почти 10 метров. Например, округлая форма обеспечивала огромное пространство внутри, не говоря уже о том, что обеспечивало полезную плавучесть амфибии. Цистерна имела двойные стенки, изолированные пенополистиролом между каждым слоем стали, что помогало сдерживать как холод, так и тепло.
Весь агрегат был прикреплен к полной стальной раме и приводился в движение 6,5-литровым дизельным двигателем с турбонаддувом от GM, который производил 250 лошадей из восьми цилиндров. Его подвергли ряду доработок, чтобы он мог работать как на суше, так и на море. Surface Orbiter использовал оси Dana и 16-дюймовые колеса по кругу, а мощность двигателя направлялась на четыре ведущих задних колеса через четырехступенчатую автоматическую коробку передач.
Несмотря на огромный вес, превышающий 8 тонн при полной загрузке, амфибия могла разогнаться до 110 км/ч на ровном участке дороги. На воде скорость была снижена примерно до 10 узлов, при этом пробег топлива показывал ужасные 120 л/100 км на плаву и 20 л/100 км на суше.
Путешествие, которое пошло не по плану
Потребовалось более 14 000 часов и четыре года на строительство монстра, в течение которого Доббертины были вынуждены построить пристройку к своему домашнему гаражу в Сиракузах, Нью-Йорк, где и производились все работы.
Первоначально планировалось покинуть Сиракузскую государственную ярмарку осенью 1993 года, но проблемы с оформлением документов, необходимыми для доставки транспортного средства в различные страны, которые планировалось посетить, задерживали отправление семьи путешественников до декабря того же года. К тому времени они уже стали любимицами средств массовой информации и получили внимание всей страны на телевидении и в печати.
После первого этапа путешествия по восточному побережью до Майами - их предполагаемой точки входа в Карибское море для отплытия в Южную Америку через Багамские острова, задержки снова стали увеличиваться, поскольку потребуются дополнительные разрешения и правительственная документация.
В этот момент также стало ясно, что, возможно, обычный круиз на лайнере был бы более правильным и легким шагом. Surface Orbiter столкнулся с каким-то невероятным количеством проблем с самого первого дня путешествия. В море появилась проблема с трансмиссией, соленая вода разъедала погруженные в воду резиновые компоненты амфибии, а еще она просто перевернется во время швартовки в Пуэрто-Рико. Добавьте к этому проблемы с хранением топлива, которое постоянно куда-то выливалось, а также жалобы Карен на то, что они постоянно сгорают на солнце.
Но несмотря на всё это, амфибия смогла преодолеть Панамский канал и вернуться на западное побережье Соединенных Штатов до того, как путешествие закончилось в Лос-Анджелесе в 1996 году. Путешественники посетили почти 30 стран, преодолев почти 50 тысяч километров по суше и еще около 5000 по морю.
К сожалению, конструкцию Surface Orbiter оказалась неприспособленной к суровым условиям открытого океана. К тому же начались проблемы с финансами и сложности во взаимоотношениях самой пары. Это в конечном итоге и привело к прекращению кругосветного путешествия.
Что потом?
Как судьба сложилась у самой амфибии? Рик Доббертин попытался продать его за 200 000 долларов, как только стало ясно, что вся его жизнь потребует личной и финансовой перестройки. Однако только в 2004 году уникальный автомобиль найдет новый дом (в руках чикагского коллекционера) по неизвестной цене.
Можно было бы назвать проект Surface Orbiter полным провалом, но это явно не так. Семейной паре удалось сконструировать совершенно нестандартный автомобиль, который, хотя и не достиг своей высокой трансглобальной цели, все же смог посетить два континента как по суше, так и по морю.