Найти в Дзене
Office Life

Лайфхаки для стартапов от Михаила Румянцева (FriendlyData): «Идеи ничего не значат, важна их реализация»

Михаил Румянцев всего три года назад придумал проект FriendlyData — сервис, который помогает нетехническим специалистам работать с базами данных, задавая вопросы человеческим языком. И сразу же попал в престижный список Forbes 30 Under 30. Журнал Office Life собрал у него советы для стартаперов.

МИХАИЛ РУМЯНЦЕВ
Окончил физический факультет БГУ. Прошел акселерационные программы, будучи основателем и CEO компании FriendlyData, в Starta Accelerator и 500 Startups. В 2018 году технологию, разработанную FriendlyData, приобрела американская компания ServiceNow. В настоящее время занимается венчурным инвестированием и менторингом стартапов в области глубоких технологий. Спустя всего полгода этот проект получил первые инвестиции: $130 тыс. во время акселерации в Starta и спустя еще полгода — $150 тыс. от акселератора 500 Startups. Команда Friendly­Da­ta работала в Сан-Франциско и Минске. В 2018 году проект получил инвестиции seed-раунда от 12 инвесторов, среди них Bulba Ventures (Минск), Digital Future (Киев), ТМТ Investments (остров Джерси), GWC Innovator Fund (Кремниевая долина). Всего с учетом предыдущих инвестиций компания получила свыше $1 млн. 

Внедрять инновации в Беларуси в чем-то даже проще, чем в США, потому что у нас это иногда делается с нуля, а в Америке зачастую какая-то новая технология заменяет устоявшуюся старую. Банковской системе Америки 200 лет, и некоторые вещи, такие как выписывание бумажного чека, не изменились на протяжении 100 лет. Поэтому, когда вы продаете инновацию в Америке, то должны доказать, что она в 10 раз лучше, дешевле и быстрее, чем устоявшаяся.

"

Инвестиции нужно искать на том рынке, где вы продаете свой продукт. К примеру, если работаете на американском рынке, лучше всего искать инвестиции в США, потому что местные венчурные фонды могут помочь не только деньгами, но и связями с корпорациями.

"

Стартапы изначально должны быть нацелены на глобальный рынок. В чем-то это даже преимущество: я видел много стартапов из России, и они нацелены в основном на местный рынок. У многих прослеживается такая мысль: сначала мы попробуем свой продукт на местном рынке, а потом выйдем на глобальный. Практически никогда эта стратегия не работала. Если вы думаете о глобальном рынке, будьте нацелены на него с первого дня.

"

Я бы сказал, что стартап — это спринт на марафонской дистанции. Чтобы не выдыхаться, я стараюсь не работать по выходным по возможности. А на выходных еду в горы или на океан и просто дышу свежим воздухом. Любой стартап сталкивается с трудностями, нехваткой ресурсов, времени, сложностями с продажами. Многие сдаются. Обычно побеждают те, кто не сдается и идет дальше. От упорства, от того, как вы будете относиться к трудностям и преодолевать их, зависит конечный успех проекта.

"

Сами по себе идеи ничего не значат, важна их реализация. Еще важнее — размер рынка и то, насколько актуальна проблема, которую вы решаете. Поэтому начинать всегда нужно с конкретной проблемы конкретного пользователя.

"

Вполне естественно, если бизнес-модель или сама продуктовая идея меняется со временем, по мере того как вы лучше узнаете рынок и получаете отзывы пользователей. Мы предполагали, что наш пользователь — это разработчики, которые могут внедрять наши решения в свои продукты. Тогда у нас не было конкретного портрета пользователя, мы тестировали много разных гипотез. Оказалось, что наш идеальный клиент — корпорации.

"

Всегда нужно общаться только с теми инвесторами, которые вкладывают в проекты на вашей стадии, в вашем регионе, с размером чека, подходящим вашему раунду, и которые специализируются на вашей отрасли. Нет смысла общаться, если, к примеру, вы делаете социальную сеть для ЛГБТ, а специализация инвестора — enterprise-софт. Пустая трата времени для вас обоих.

"

Иногда чрезмерное вмешательство инвестора может помешать развитию компании. Инвестор с плохой репутацией может просто убить ваш стартап. Один из способов узнать все об инвесторе — посмотреть, какие есть компании в портфеле у конкретного инвестора, и попросить отзыв у основателей этих проектов.

"

Инвесторам на ранней стадии очень трудно определить будущую траекторию развития стартапа по каким-то метрикам и traction (его может не быть). Потому важным является наличие сбалансированной команды, команды основателей, которая, во-первых, упорно идет к своей цели, преодолевает препятствия. Во-вторых, очень быстро учится, потому что на ранних стадиях команда должна обладать всеми навыками, необходимыми для вывода продукта на рынок.

Полную версию интервью читайте в журнале Office Life № 2/2019.

Автор: Елизавета Козицкая

Фото: Надежда Бужан