Во времена Царской России и Советского Союза к образованию художника был государственный подход. Во всех циркулярах обозначена многоуровневая подготовка - начальная, средняя и высшая.
Для тех, кто учился в университете (например на юридическом факультете), и мечтал научиться рисовать, были созданы рисовальные классы Общества поощрения русских художников. В наше время остались художественные школы для детей и подростков (к сожалению число их не растёт, а уменьшается), художественные училища ( теперь превращены в колледжи и идёт медленное сокращение), художественные институты (число сокращается в связи с "оптимизацией" образования).
Процесс отторжения от тела государства профессиональных художников в завершающей фазе. Роль художника в государстве скатилась до клоунады. Неизбежно обращение к историческому опыту других стран, которые уже прошли по пути к рыночным отношениям все этапы падения и получили новую концепцию художественного образования в виде частных учебных заведений. Это то, что ждёт Новую Россию. Плохо или хорошо? Время покажет...
Поэтому важно иметь ориентир преемственности поколений русских художников, не забывать - кто и у кого учился. Мой пример получения профессионального образования - начальное у своего отца, художника Ивана Ивановича Несынова , среднее - художественное училище в Иркутске (педагоги: Шпирко, Коренев, Гимов, Анциферов, Несынов) , высшее - художественный институт в г.Красноярске (педагог Клюев).
На всех трёх этапах постоянное обучение, академическое и творческое, я получал от Ивана Ивановича Несынова, чему другие педагоги не создавали препятствий, за что им благодарен, особенно Александру Клюеву. Я воспринял те знания , которые когда-то получил мой отец. Его средний этап образования 1945 -1950 (художественное училище в г.Иркутске) прошёл под руководством Александра Карповича Руденко, а высший 1950 - 1956 ( в художественном институте г.Таллин) - под руководством Ильмара Кимма. Интересны обе школы.
Первая прямо выходит на Илью Репина, а вторая - на Карла Брюллова. В первой схеме педагогической и творческой преемственности (среднее художественное образование): Владислав Несынов учился у Ивана Несынова; Иван Несынов у Александра Руденко; Александр Руденко у Александра Савинова; Александр Савинов у Дмитрия Кардовского; Дмитрий Кардовский у Ильи Репина.
Во второй схеме педагогической и творческой преемственности (высшее художественное образование): Владислав Несынов у Ивана Несынова; Иван Несынов у Ильмара Кимма; Ильмар Кимм у Рудольфа Френца; Рудольф Френц у Николая Самокиша, Николай Самокиш у Готфрида Виллевальде; Готфрид Виллевальде у Карла Брюллова. Академии Рафаэль можно гордиться такими именами...