.
Самые лучшие христианские авторы для меня - это Метерлинк, Андерсен, Грин, и Экзюпери. Почему, именно они? Потому, что именно этим авторам удалось воплотить мягкий, мудрый христианский романтизм, доброту, и любовь - без тени фальши. Эти авторы - люди с удивительно чистыми глазами. Я люблю их потому , что это для меня и есть недосягаемое, в гораздо большей степени чем все "сверхчеловечное" у Ницше. И это намного труднее. А любил я всегда все именно самое недосягаемое. В гениальности живет максима, которая иногда беспощадна, (можно вспомнить Цветаеву, Лермонтова, Ницше, или Рэмбо, а особенно Ибсена), но в тоже время есть и какая-та мягкая, по христиански отзывчивая, добрая и чуткая гениальность - которая ощущается и в Метерлинке, и в Верлене (противоположности Рэмбо), в сказках Андерсена, и в некоторых произведениях Германа Гессе, хотя и значительно реже. Романтизм, самое первое течение в культуре, которое грезило иным, "неземным" солнцем, солнцем райским, а не земным. Когда возник Романтизм? В сложном поле поисков ответа, даже, у профессиональных литературоведов начались бы споры, одни сказали бы, что только в конце 18, начале 19 века, а другие возразили бы, сказав что романтизм возник уже в эпоху Средневековья (как считал , например, Гегель.) Принято утверждать, что Романтизм возник на Севере.
Но это, не совсем так. Романтиками были уже Тициан и Данте. Возникнув в Италии Эпохи Возрождения, (и под палящими лучами земного солнца мечтая о солнце ином - иноземном солнце Любви и христианской Веры), Романтизм быстро проник в северную Англию Шекспира, а затем и в Германию. Романтизм в Германии и Англии был, своего рода культурной европеизацией Севера. Северный Романтизм – Романтизм, взыскующий неземного света, и тепла. Не случайно, самыми яркими романтиками оказались - северяне Андерсен, Шелли, и Новалис, не упоминая конечно, и Байрона. Оказалось, что только на холодном и сумрачном Севере можно стремится к поискам лучей Эдемского Солнца, под которыми всходили, и расцветали самые неземные цветы. Именно эти цветы Романтизма, (которым не суждено завянуть), по настоящему бессмертны .
Как соотносятся Романтизм и духовная религиозная традиция?
Это, довольно сложное соотношение.
Романтизм и спасает традицию, и в то же время переворачивает ее. Возникнув, в эпоху Просвещения, уничтожившего религиозную и духовную традицию (в качестве противостояния идеалам Просвещения), Романтизм возвращает миру мир сакрального, но уже иначе, уже, не в образе легенд, или мифов, а в образе сказок, и конечно, романов, и поэзии. На примерах сказок Г.Х.Андерсена, и философии Ницше, можно заметить черту некоего подобного вызывающего переворачивания. К примеру, принц в сказке Андерсена становится свинопасом. Почему, вдруг свинопасом? Потому, что в новой эпохе Просвещения уже невозможно быть принцем в старинном , кровном и духовном смысле этого слова.
Все аристократические ценности в эпоху Просвещения кончились.
Достоинство принца в наши дни можно сохранить лишь под личиной свинопаса, который становится предпочтительнее принца, (тем более, принца нищего.) В погружающимся в меркантильность мире, свинопас нужнее. В конце концов, свинопас, хотя бы, свиней пасе Впрочем, проблема эта возникла и раньше. Такое переворачивание героев случалось уже и у героев Шекспира, (самого первого романтика, или лучше сказать, предтечи иного романтизма, романтизма 19 века), к которым можно отнести и короля Лира, и его слугу, но носило характер театра, характер абсурдности жизни и масок.
Все- таки, мир средневековья, есть мир карнавальный.
Когда как в 19 веке, подобное переворачивание происходило по иной причине - не столько маскировки подлинности, (например Прекрасного под личиной Безобразного) , сколько возврата подлинности Прекрасному. Это и было тем, что Ницше (философ переворачивающий мораль), обозначил сложным и мистическим понятием Вечного Возвращения.
Правда, не в поэтическом, а сказочном смысле.
Все переворачивается, но истина не уходит. Именно в таинстве сказочного вечного возращения, прекрасный принц вернулся в образе безобразного свинопаса, а русалочка стала девушкой, обретя человеческий облик, лишь превратившись в пену. Таковы метаморфозы Романтизма, неуловимая диалектика становления его образов.
В чем Романтизм искал спасения от лжи мира?
В подобных масках, и еще а в одиночестве. ? Если вспомнить одного датского романтика Г.Х. Андерсена, (именно с его сказок и началось мое первое увлечение Романтизмом) , можно заметить, что почти все главные герои сказок Андерсена живут в мире Отказа, достаточно назвать такие поэтичные произведения этого автора как Принцесса и Свинопас, Русалочка, или Ангел...
Что происходит с главными героями великого сказочника?
Принц из сказки превращается в покрытого сажей свинопаса , а в конце сказки выбирает одиночество, (даже тогда, когда где ему светит взаимность от принцессы), то есть и Принц изначально живет в мире Отказа. Его подлинные дары остаются ненужными принцессе, которой важнее безделушки. Ненужность даров принца характеризует ненужность поэтически одаренных людей в эпоху просвещения.
Или, ненужность религиозного чуда, или чуда любви.
Русалочка Андерсена отказывается от голоса взамен тому, что бы стать девушкой из-за любви к прекрасному принцу, а затем, и вообще, превращается в морскую пену, (отказавшись отомстить принцу за измену.) Утрата голоса говорит о невыразимости именно романтичной любви, (не только невыразимости, но и тайне любви, подобной безмерной тайне моря.)
Не случайно, Русалочка становится пеной.
Пена - образ иллюзорности бытия, когда как, море - образ реальности любви. А в сказке про ангела, в котором речь идет о больном мальчике-затворнике, и его цветке (этот сюжет, скорее всего вдохновил Экзюпери в его маленьком принце с Розой, продолжившего это повествование), его увядший цветок (вследствие, смерти мальчика) расцветает лишь, унесенный в Рай.
Впрочем, этот цветок, уже подарил мальчику – Вечность .
Если продолжать тему самого простого, сказочного Романтизма, в мире отказа живет и Ассоль из произведения А. Грина Алые Паруса. Даже, на примерах самого простого Романтизма можно находить эту повторяющуюся черту. Даже романтические герои сказок живут в Мире Отказа.
Ибо, Романтик есть тот, кто живет в Мире Отказа.
Что бы войти в мир подлинного, в мир подлинной любви, нужно осуществить отказ от земного блага. Романтизм живет самой невозможной мечтой, и лишь в Мире Отказа Романтика, осуществляется эта мечта. Что роднит северного сказочника Андерсена с Ницше?...Не смотря на то, что это разные гении, первое, что их роднит это то, что оба автора были романтиками. Правда, Андерсен был христианским романтиком, (у которого так много чисто христианских образов в сказках), а Ницше - уже постхристианским.
Роднит обоих авторов, и то, что оба болели, при этом, схожими заболеваниями.
Как и Ницше, Андерсен был мучеником из-за своего нездоровья. И наконец, оба автора не имели своего дома, предпочитая жить в дешевых гостиницах, постоянно, путешествуя. Когда Андерсен наконец обрел собственный дом, он, окончательно, заболел. Однако, и в конце жизни Андерсен был убежден в том, что он внебрачный сын короля (этот миф придумал отец мальчика),когда как Ницше был уверен в том что он Дионис.
Романтизм , это мир несбывшегося.
Как я писал, в Романтизме мир кончается не взрывом, а всхлипом (вспоминая слова Элиота), а иногда, просто отголоском несбывшейся любви, райским эхом, или именем святого...Вот и у Андерсена, помните чем кончается его сказка про Принца ставшего свинопасом?
Песней "ах мой милый Августин".
На имени святого Августина кончается сказка Андерсена. На каком-то странном, райском отзвуке , или потустороннем отголоске... На самой невыразимой ноте. К какому жанру относится этот отголосок? Романтизм преодолевает какой-либо жанр...
Точнее говоря, не жанр, а форму жанра.
Все эпичное в Романтизме истолковывается психологично и лирично, а в лиризм (и личное) допускаются образы из эпичных произведений. В отличие от сказок Братьев Гримм, многие сказки Андерсена, напоминают поэмы , или стихи, ставшие сказкой. А некоторые его сказки, даже напоминают мистические видения, или сны.
А суждено ли им сбыться, зависит от того, помним ли мы , детство.