Имам Зейнуддин Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, в объяснении хадиса «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» сказал:
«Дела бывают двух видов: поклонения («аль-‘ибадат») и взаимоотношения («аль-муа’амалят»).
И всякое поклонение, полностью вышедшее за границы законоположений Аллаха и его посланника будет отвергнуто. И совершивший его попадает под слова Всевышнего Аллаха «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» [Коран, Сура 42, Аят 21].
То есть деяние, которое ни Аллах, ни его посланник не установили тем, чем приближаются к Аллаху, будет недействительно и отвергнуто. Это подобно положению того, чья молитва у Дома представляет из себя свист и хлопание в ладоши; или же тому, кто приближается Аллаху, слушая музыку, или приближается к Аллаху танцами, или обнажая голову от головного убора, не находясь в состоянии ихрама. Или другими нововведёнными способами, не узаконенными ни Аллахом, ни его посланником в качестве действий, приближающих к Аллаху.
При этом не каждое действие, считающееся приближением к Аллаху в одних видах поклонения, будем тем, что приближает к Аллаху в других видах поклонения.
Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел стоящего на солнце человека. Люди сказали, что он дал обет стоять, не садиться, не укрываться от солнца в тени и поститься.
И пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал ему сесть, укрыться в тени, но соблюдать пост до его завершения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не счёл его стояние и нахождение на солнце тем, чем бы он мог исполнить свой обет.
И передано, что этот случай произошёл в пятницу во время пятничной проповеди, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился на минбаре. Этот человек дал обет что будет стоять, не укрываясь от солнца во время проповеди пророка, мир ему и благословение Аллаха, думая, что тем самым он возвеличивает его проповедь.
Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, не счёл это приближением к Аллаху, и тем, чем можно было бы исполнить данный обет. А ведь стояние («аль-кыйам») в иных случаях является поклонением: в молитве, при возглашении азана, при совершении мольб на Арафате. И также нахождение на солнце (с непокрытой головой) является приближением к Аллаху в состоянии ихрама.
В этом указание, что не каждое деяние, являющееся приближением к Аллаху в одном случае, также будет приближением к Аллаху в других случаях! В каких случаях и что является приближением к Аллаху, определяется тем, что пришло в шариате.
К этому же относится тот, кто поклоняется Аллаху каким-либо узаконенным видом поклонения, в то время, когда совершение такого вида поклонения запретно. Примером этому может служить соблюдение поста в день праздника или совершение молитвы в запретное время.
Что касается того, кто совершает некое дело, которое в основе узаконено шариатом и является приближением к Аллаху, а затем вносит в него что-либо, не узаконенное шариатом или же упускает из него то, что узаконено, то это также является противоречием шариату, но в той мере, насколько вносится не узаконенное или упускается узаконенное.
Однако, будет ли его деяние отвергнутым полностью или нет?
В данном случае, не говорится что оно полностью отвергнуто или принято.
Здесь необходимо посмотреть: если он упустил то, что является частью совершаемого поклонения или его условием, то совершаемое им поклонение недействительно. Например, если человек не совершил омовения перед молитвой, имея возможность, не совершил поясной или земной поклон соблюдая спокойствие («ат-туъманина»), то его молитва будет отвергнута и ему надлежит её повторное совершение, если это относится к категории обязательных молитв.
Если же упущенное не является тем, упущение чего портит всё деяние, например, тот, кто обязан совершать коллективную молитву, совершает её в одиночку, то его деяние не будет полностью отвергнутым, но будет неполноценным.
Если же он добавил в узаконенное шариатом деяние то, что не узаконено, то отвергнутым будет эта добавленная часть, которая не будет считаться приближением к Аллаху, и не будет вознаграждения за её совершение.
Однако, в некоторых случаях, эта добавка может испортить и все деяние и оно полностью будет отвергнуто. Примером этого может служить осознанно прибавляющий лишний ракаат при совершении молитвы.
В некоторых случаях эта добавка не портит все деяние и оно в целом не будет отвергнутым. Например, мытьё частей тела, которые моются при совершении омовения, по четыре раза. Или пост того, кто постился ночью и днём, не разделяя между ними.
И также может быть так, что иногда то, что приказано выполнять при совершении поклонения выполняется с использованием запретного.
Например, прикрытие аурата в молитве запрещённой одеждой. Или совершение омовения водой, не по праву отнятой у другого человека. Или совершение молитвы на отнятой не по праву земле. И относительно таких случаев существует разногласие - является ли его поклонение полностью отвергнутым или же не является и считается выполненным.
И большинство факыхов, считает, что такое деяние не является полностью отвергнутым».
📖 «Джами’ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», 68-69.