Если вы всегда считали, родоначальником серии игр Wolfenstein, игру Wolfenstein 3D, выпущенную в 1992-м году, у меня для вас плохие новости. Все это время вы ошибались. Серия берет начало задолго до этого, в 1981-м году, с выходом Castle Wolfenstein. Разработал игру сотрудник компании Muse Software - Сайлас Уорнер.
Castle Wolfenstein - приключенческий экшен, с элементами стелса, на тематику второй мировой войны. И смотрелся он очень свежо. Особенно на фоне повсеместного засилья игровой индустрии темой космоса. В центре сюжета Castle Wolfenstein безымянный солдат, которого нацисты взяли в плен, когда герой пытался захватить секретные планы. Целью игры являлся побег из замка Вольфенштайн. По пути можно было найти те самые документы, из-за которых герой загремел в темницу.
В основе геймплея Castle Wolfenstein лежала механика скрытного прохождения, при которой нужно было минимизировать столкновения с врагами, коих был целый замок. Надеяться на то, что патронов хватит на всех, не стоило. Мимо охраны можно было проскочить, или даже использовать вражескую униформу, чтобы вас не останавливали рядовые солдаты. Офицеры же, быстро раскрывали маскарад, и начинали стрелять, что конечно приводило к поражению. Кроме этого в игре была возможность блефовать. Одиноким охранникам можно было пригрозить оружием и у вас появлялся шанс, что враг сдастся. Такое могло случится даже если патронов в оружии уже не было. И это только добавляло интереса.
Отличную систему стелса дополняло и то, что враги реагировали на звуки героя. Звук выстрела, привлекал внимание противников в комнате, как и звук того, что вы роетесь в очередном сундуке. К слову сундуки в Castle Wolfenstein были интересны по нескольким причинам. Во-первых, там можно было раздобыть, секретные документы, из-за которых герой и угодил за решетку. Во-вторых, там можно было найти много полезного, включая патроны, гранаты или немецкую форму. Забавным было и то, сколько времени у героя уходило на то, чтобы открыть очередной сундук. Попытки открыть замок могли занимать до пяти минут. Конечно был способ и побыстрее - выстрелить в него. Вот только тогда, вы могли спровоцировать охрану, или чего хуже - взорвать сундук, и героя вместе с ним, если внутри лежала взрывчатка или патроны.
Еще больше интереса игре добавляет высокая реиграбельность. Строилась она на нескольких факторах. Одним из них была процедурная генерация уровней. Благодаря этому каждое новое прохождение отличалось от предыдущего. Кроме этого у игры была система повышения званий. Которая подразумевала увеличение сложности игры с каждым новым званием. Получить повышение было не сложно, во время прохождения нужно было найти секретные документы, и выбраться из замка с ними. После чего игра начиналась по новой, но на более сложном уровне. Так можно было повторить еще семь раз. Ну и конечно никто не запрещал вам играть дальше.
Три года спустя Castle Wolfenstein получил продолжение – Beyond Castle Wolfenstein. История безымянного солдата из первой игры продолжилась. Теперь вам предстояло добраться до самого фюрера и устроить на него покушение. В Beyond Castle Wolfenstein улучшили механику стелса. У героя появился нож, которым можно было совершать скрытные убийства, если удавалось тихо подобраться к врагу. Так как очередная миссия главного героя предполагает проникновение в глубокий тыл противника, главный герой изначально был одет в форму вражеских солдат. Так что опасаться врагов, можно было не сразу. Вместо того, чтобы немедленно открыть огонь, они подзывали героя к себе и требовали пропуск. Угадав правильный, вы могли спокойно пройти дальше. Если пропуск оказывался неверным, давалась вторая попытка. И только после очередного провала на главного героя нападали, или поднимали тревогу. Еще стражу можно было подкупить на деньги, найденные в замке.
Обе игры, что Castle Wolfenstein, что Beyond Castle Wolfenstein, можно смело назвать законодателя современного жанра стелс-экшен. Именно в этих играх впервые появились многие механики характерные для игр этого жанра. Возможность скрытно убивать врагов с помощью холодного оружия, и возможность менять одежду. Ну и конечно нельзя забывать, что эти игры стали основоположниками серии Wolfenstein, игры которой выходят до сих пор.