Это один из трех самых знаковых для меня храмов Санкт-Петербурга, два других это Казанский и Спас на Крови.
Архитектор Огюст Монферран был счастливым, он строил собор 40 лет и смог увидеть при жизни свое детище, умер через месяц после освящения храма. Но, будучи католиком, не был похоронен в соборе, не позволили.
Высота собора вместе со шпилем 101,5 метр, украшен по периметру мраморными колоннами, которые устанавливали практически вручную. Хитрый способ был придуман Монферраном: обвязанная канатами по специальным строительными лесам монолитная колонна за 45 минут вставала на постоянное место. Все колонны стоят там до сих пор без какого - либо желания сдвинуться.
Часть икон живописных, часть мозаичных. Пока расписывали стены, стало понятно, что живопись сразу приходит в негодность из-за климата. Начали набирать мозаику.
Храм может вместить одновременно 12 тысяч человек!!!
Есть возможность туристам подняться на колоннаду, на высоту 43 метра. Мы взошли по винтовой лестнице, довольно быстро. Самый красивый вид, конечно же, на Неву и Дворцовую площадь. Остальные крыши совсем не привлекательны)
В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.
Золотой купол собора в войну был замазан серой краской, которой красят военные корабли. Немцы использовали собор как ориентир при наводке, но в сам храм не стреляли, поэтому удалось сохранить ценности, спрятанные в подвалы. На одной колонне очень четко видно "ранение" осколком бомбы во время ВОВ.