Найти тему

Больные не играют.

Йохан Хёйзинга в своей знаменитой книге «Homo ludens» (с лат. — «Человек играющий»), размышляя о культуре, пришёл к выводу о том, что вся человеческая культура выросла из игры. Причём, то, что обычно люди называют культурой - работу, проекты, трудные серьёзные вещи, - это уже не культура, а её вырождение. Можно сказать, что это «вялые», умирающие, доживающие свой век формы культуры. А здоровая форма культуры - это игра, которая вырождается в работу.

Возьмём теперь в качестве примера неолитическое поселение Чатал-Хююк.

-2
Чатал-Хююк, правильнее Чаталхёюк, тур. Çatalhöyük, буквально «Вилка-курган» — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья (южная Анатолия). Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э.

Очевидно, вся общественная жизнь людей этого поселения проводилась на крышах домов. Это была единая площадка для игры. Далее следует цитата:

«На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)».

-3

Празднества организовывались часто и люди танцевали буквально «до упаду». Наверно, это были какие-нибудь ритуальные танцы или может быть что-то в роде «хлыстовских» радений. Но это не важно. Важно то, что все крыши поселения являлись коллективной «танцплощадкой».

Вообще, этнографы давно подметили эту характерную особенность первобытных обществ - чем меньше цивилизации, тем больше люди играют, поют и танцуют. В играх, песнях и танцах как раз и проявляется то самое «коллективное творчество масс», о котором говорил Ленин. Только в СССР это «коллективное творчество масс» с самого начала приобрело вырожденческие формы тяжёлой физической работы в ГУЛАГе, в колхозах и на «великих стройках коммунизма».

-4
Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News.

Настоящее коллективное творчество масс — это народные гуляния, игрища связанные с народными культами, ритуалы на Солнцевороты, Равноденствия, аграрные праздники. Сейчас же все сидят по бетонных коробках за заборами и ждут, когда их рассмешит зомбоящик. Вот это и есть полное вырождение культуры.

Возвращаясь к культуре до-гончарного неолита в Анатолии.

-5
Ареал «Плодородного Полумесяца», около 7500 г. до н. э., в котором обозначены основные поселений того периода. Чатал-Хююк был одним из самых выдающихся памятников до-гончарного неолита. Область Месопотамии еще не была заселена людьми.

В Чатал-Хююке нет ни одного человека, останки которого несли бы на себе признаки насильственной смерти; ни одна найденная кость не указывает на насилие со стороны другого человека как на причину смерти (об этом определённо упоминается Меллаартом, косвенно подтверждается Энджелом и Гамильтон. Ни один человек не погиб, будучи убит или смертельно ранен другим человеком!

Совершенно отсутствует деструктивное обращение с людьми в культовых (религиозных) целях. Не было ни трепанации черепов, как в неолитической Центральной Европе, ни деформации черепов, как у центрально-американских народов или в Древнем Египте, ни ритуального увечья рук, как в пиренейских пещерах ледникового периода, ни выбивания зубов при инициации, как у австралийских аборигенов, ни кровавых жертв. Животные забивались в целях потребления, но нет никаких признаков ритуальных убийств.

-6
Статуэтка «Богини-матери»

Это относится не только к Чатал-Хююку вплоть до последних дней существования поселения, но и на протяжении 1500 лет было характерно для Анатолии, а с 6500 до 4000 г. до н.э. и для всей балканской культуры, «принципиальное миролюбие» которой подчёркивал ещё Чайлд.

 Всё это вместе выглядит как археология утопии. Но мы должны понимать, что 10 тысяч человек никогда не смогли бы жить столь плотно без всякой центральной власти, если бы они изначально не имели ненасильственных методов для разрешения конфликтов. Если бы в набор стратегий по разрешению конфликтов входило применение насилия, такие поселения, как Чатал-Хююк не могли бы надолго оставаться жизнеспособными: никто не сумел бы помешать распаду поселения.

-7

Более половины времени оставалось у них на удовлетворение и развитие своих потребностей, что отразилось, к примеру, в удивительном производстве потребительских благ, в разнообразии и качестве питания и в конкретной социальной жизни. Свидетельством этому является искусство, задачей которого было обучение нормам повседневной совместной жизни: живопись, музыка, и упомянутые выше танцы и многочисленные празднества.

-8
Северобалканская культура эпохи неолита «Винча» названа в честь первых находок, локализованных в районе деревни Бело-Брдо у города Винчи в общине Гроцка близ Белграда.

Помимо территории Сербии, культура была распространена в Венгрии (Осентиван), Румынии (Турдаш) и Болгарии (Градешница). Иногда к Винче причисляют греческие находки в Димини.

От себя ещё добавлю пару строк. По мнению археолога В. А. Сафронова, «совпадение ряда черт культуры Чатал-Хююка и северобалканской культуры эпохи неолита «Винча» настолько разительно, что учитывая уникальность сравниваемых признаков из области духовной культуры, исключающих конвергентность, можно говорить о генетической связи Чатал Хююка с Винчей».

Значит, и в Старой, до индоевропейской, Европе были похожие порядки, до вторжения туда ариев с востока, которые установили «новый порядок» связанный с насилием, который существует до сих пор.

«ltraditionalist»