Найти тему
Cheslav

"Пётр Кошка" - первая русская торпедная подлодка.

"Матрос Пётр Кошка" - одна из первых подводных лодок русского флота (хотя она, вероятно, так и не была официально зачислена в его состав). Конструкция этой лодки была весьма необычна, особенно с точки зрения сегодняшнего дня.

Модель ПЛ "Петр Кошка" в музее ВМФ России в Тушино. Модель, вероятно, не совсем верна: рубка имеет грушевидную в плане форму, в то время как на имеющихся фотографиях ее боковые стенки параллельны.
Модель ПЛ "Петр Кошка" в музее ВМФ России в Тушино. Модель, вероятно, не совсем верна: рубка имеет грушевидную в плане форму, в то время как на имеющихся фотографиях ее боковые стенки параллельны.

Проект лодки был разработан лейтенантом Е.В.Колбасьевым, строительство велось в 1901-02 годах Кронштадте под руководством инженера Н.Н.Кутейникова. Строительство и испытания лодки шли в обстановки повышенной секретности, так что многие подробности так и остались неизвестными.

Лейтенант Евгений Викторович Колбасьев.
Лейтенант Евгений Викторович Колбасьев.

Лодка Колбасьева была небольшой, чисто электрической и предназначалась для "диверсионных" действий. По одному из предполагаемых сценариев её боевого применения лодка в трюме специально переоборудованного торгового судна доставлялась к неприятельскому порту, краном из трюма опускалась на воду, погружалась, заходила в порт, атаковала цели и под водой же возвращалась к судну-носителю.

На постройке в Кронштадте. Вид с носа.
На постройке в Кронштадте. Вид с носа.

Характеристики (в основном предполагаемые, реально достигнутые на испытаниях в большинстве своем неизвестны):

  • Водоизмещение - 20 т;
  • Размерения - 15.2х1.27х3,05 м;
  • Скорость: надводная - 8,5 уз, подводная - 6 узлов;
  • Дальность: надводная - 40 миль (на 4 уз), подводная - 15 миль (на 3 уз);
  • 6 электродвигателей по 4 л.с., 6 винтов;
  • Глубина погружения расчетная - 20 м;
  • Экипаж - 2-3 человека;
  • Вооружение - 2 381-мм торпедных аппарата совкового типа (БК - 2 торпеды).
На постройке в Кронштадте. Вид с кормы. Хороши виден кормовой ТА, а также швы между секциями лодки. Обратите внимание на отличие формы рубки от изображенного на модели.
На постройке в Кронштадте. Вид с кормы. Хороши виден кормовой ТА, а также швы между секциями лодки. Обратите внимание на отличие формы рубки от изображенного на модели.

Торпеды лежали в полуоткрытых "лотках", одна была направлена в нос, другая в корму - чтобы, оказавшись среди нескольких целей, атаковать их максимально быстро, не тратя время на развороты.

Гребные винты располагались очень необычно - в средней части корпуса, под углом 20 град. к продольной оси. Каждый винт приводился во вращение отдельным электродвигателем. Колбасьев предполагал, что такая схема увеличит маневренность лодки. В принципе, так оно и получилось, но чересчур - при небольшом отклонении числа оборотов одного из двигателей (а при несовершенстве тогдашней электротехники это было обычным делом) лодка тут же начинала рыскать, сбиваясь с курса.

Еще одной особенностью конструкции была её разборность. Корпус лодки состоял из 9 секций, соединяемых болтами. Таким образом, её нетрудно было перевезти по железной дороге или другим транспортом на нужный театр военных действий.

Нос слева. Хорошо видно необычное расположение винтов.
Нос слева. Хорошо видно необычное расположение винтов.

Документальных свидетельств об результатах испытаний и вообще о судьбе лодки "Пётр Кошка" очень мало. В основном все публикации основываются на воспоминаниях академика А.Н.Крылова, одно время непосредственно работавшего с лейтенантом Колбасьевым и его лодкой.

Испытания лодки шли очень туго, заявленные характеристики не обеспечивались. Так, по воспоминаниям Крылова, вместо заявленных 20 метров глубины, лодка могла погружаться от силы на два-три.

В конце 1902г субмарину перевезли в Севастополь. Но и там дела шли ни шатко, ни валко. Документов о зачислении подводной лодки "Пётр Кошка" в состав Российского флота нет, хотя, по некоторым свидетельствам, Андреевский флаг на ней поднимался.

 1 - горизонтальные рули; 2 - торпеды (мины Уайтхеда); 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромоторы; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедные (минные) аппараты; 8 - гребные винты; 9 - соединения секций.
1 - горизонтальные рули; 2 - торпеды (мины Уайтхеда); 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромоторы; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедные (минные) аппараты; 8 - гребные винты; 9 - соединения секций.

Постепенно интерес к лодке угас. По воспоминаниям Крылова, в 1907г она стояла на якоре в Севастополе и служила причалом для шлюпок у устричного завода (им Е.В.Колбасьев занимался после увольнения со службы). О дальнейшей её судьбе ничего не известно.

В некоторых источниках утверждается, что лодку "Пётр Кошка" в 1904г перевезли в Порт-Артур, где она и была уничтожена при сдаче крепости. Однако это неверно. В Порт-Артуре действительно были 2 или 3 (полу)подводные лодки ("Порт-Артурец" конструкции Налетова, переоборудованная ПЛ Джевецкого и/или французская "Губэ-2"), но "Петра Кошки" там не было.

Модели ПЛ "Петр Кошка" и "Дельфин" (первая "официальная" ПЛ Российского флота, 1903г). Обе модели авторства Марат со scalemania.ru
Модели ПЛ "Петр Кошка" и "Дельфин" (первая "официальная" ПЛ Российского флота, 1903г). Обе модели авторства Марат со scalemania.ru

Конечно, сегодня легко критиковать конструктора за те или иные ошибочные решения. Но в те годы никто не знал толком, как должна выглядеть настоящая боевая подлодка. Создатели подводного флота шли путем проб и ошибок. Ну а неудачный опыт - тоже опыт.

Другие же изобретения Евгения Викторовича (водолазная помпа, подводный электрический светильник, телефон для связи с водолазом, корабельный телефон ("телефон системы Колбасьева")) ждала более счастливая судьба - они долго и успешно применялись на нашем флоте.

-

На всякий случай напомню, что матрос Пётр Маркович Кошка был героем обороны Севастополя 1854-55 годов, награжден тремя Георгиевскими крестами.

-8