"Матрос Пётр Кошка" - одна из первых подводных лодок русского флота (хотя она, вероятно, так и не была официально зачислена в его состав). Конструкция этой лодки была весьма необычна, особенно с точки зрения сегодняшнего дня.
Проект лодки был разработан лейтенантом Е.В.Колбасьевым, строительство велось в 1901-02 годах Кронштадте под руководством инженера Н.Н.Кутейникова. Строительство и испытания лодки шли в обстановки повышенной секретности, так что многие подробности так и остались неизвестными.
Лодка Колбасьева была небольшой, чисто электрической и предназначалась для "диверсионных" действий. По одному из предполагаемых сценариев её боевого применения лодка в трюме специально переоборудованного торгового судна доставлялась к неприятельскому порту, краном из трюма опускалась на воду, погружалась, заходила в порт, атаковала цели и под водой же возвращалась к судну-носителю.
Характеристики (в основном предполагаемые, реально достигнутые на испытаниях в большинстве своем неизвестны):
- Водоизмещение - 20 т;
- Размерения - 15.2х1.27х3,05 м;
- Скорость: надводная - 8,5 уз, подводная - 6 узлов;
- Дальность: надводная - 40 миль (на 4 уз), подводная - 15 миль (на 3 уз);
- 6 электродвигателей по 4 л.с., 6 винтов;
- Глубина погружения расчетная - 20 м;
- Экипаж - 2-3 человека;
- Вооружение - 2 381-мм торпедных аппарата совкового типа (БК - 2 торпеды).
Торпеды лежали в полуоткрытых "лотках", одна была направлена в нос, другая в корму - чтобы, оказавшись среди нескольких целей, атаковать их максимально быстро, не тратя время на развороты.
Гребные винты располагались очень необычно - в средней части корпуса, под углом 20 град. к продольной оси. Каждый винт приводился во вращение отдельным электродвигателем. Колбасьев предполагал, что такая схема увеличит маневренность лодки. В принципе, так оно и получилось, но чересчур - при небольшом отклонении числа оборотов одного из двигателей (а при несовершенстве тогдашней электротехники это было обычным делом) лодка тут же начинала рыскать, сбиваясь с курса.
Еще одной особенностью конструкции была её разборность. Корпус лодки состоял из 9 секций, соединяемых болтами. Таким образом, её нетрудно было перевезти по железной дороге или другим транспортом на нужный театр военных действий.
Документальных свидетельств об результатах испытаний и вообще о судьбе лодки "Пётр Кошка" очень мало. В основном все публикации основываются на воспоминаниях академика А.Н.Крылова, одно время непосредственно работавшего с лейтенантом Колбасьевым и его лодкой.
Испытания лодки шли очень туго, заявленные характеристики не обеспечивались. Так, по воспоминаниям Крылова, вместо заявленных 20 метров глубины, лодка могла погружаться от силы на два-три.
В конце 1902г субмарину перевезли в Севастополь. Но и там дела шли ни шатко, ни валко. Документов о зачислении подводной лодки "Пётр Кошка" в состав Российского флота нет, хотя, по некоторым свидетельствам, Андреевский флаг на ней поднимался.
Постепенно интерес к лодке угас. По воспоминаниям Крылова, в 1907г она стояла на якоре в Севастополе и служила причалом для шлюпок у устричного завода (им Е.В.Колбасьев занимался после увольнения со службы). О дальнейшей её судьбе ничего не известно.
В некоторых источниках утверждается, что лодку "Пётр Кошка" в 1904г перевезли в Порт-Артур, где она и была уничтожена при сдаче крепости. Однако это неверно. В Порт-Артуре действительно были 2 или 3 (полу)подводные лодки ("Порт-Артурец" конструкции Налетова, переоборудованная ПЛ Джевецкого и/или французская "Губэ-2"), но "Петра Кошки" там не было.
Конечно, сегодня легко критиковать конструктора за те или иные ошибочные решения. Но в те годы никто не знал толком, как должна выглядеть настоящая боевая подлодка. Создатели подводного флота шли путем проб и ошибок. Ну а неудачный опыт - тоже опыт.
Другие же изобретения Евгения Викторовича (водолазная помпа, подводный электрический светильник, телефон для связи с водолазом, корабельный телефон ("телефон системы Колбасьева")) ждала более счастливая судьба - они долго и успешно применялись на нашем флоте.
-
На всякий случай напомню, что матрос Пётр Маркович Кошка был героем обороны Севастополя 1854-55 годов, награжден тремя Георгиевскими крестами.