Найти тему
Цех

Почему человеком быть лучше, чем брендом

Оглавление

Приятно, когда у вас спрашивают мнение и признают экспертом по определенному вопросу. Возможность быть услышанным и оказать влияние на других людей — одна из причин, вдохновляющих на создание собственного блога. Однако у идеи персонального бренда, как и у любой другой карьеры, есть свои негативные стороны. Объясняем, почему человеком быть все же приятнее, чем брендом.

Shutterstock
Shutterstock

Персональный бренд — это способ создать публичный образ в надежде на коммерческий выхлоп. Если раньше для самопрезентации нам было достаточно визитки, то сегодня интернет и социальные сети предлагают широкий набор инструментов для рекламы своих умений и услуг. Персональный бренд — это не только и не столько про профессию; это про ваше отношение к жизни, харизму и стиль.

Кризис идентичности

Трип О’Делл, дизайнер и основатель стратегического агентства Dark Matter, считает, что персональный бренд — это неверный способ добиться больших карьерных высот. О’Делл видит в слове «бренд» термин, которым пытаются обозначить что-то, не имеющее собственной сущности — примерно, как «дизайн». Дизайн, как и бренд — это про оболочку, но не про сам предмет (хотя с этим можно поспорить — прим. ред.) Бренды пытаются быть убедительными, создавая выдуманную идентичность вокруг идеи. Бренды — это концепты вокруг кризиса идентичности, по мнению Трипа О’Делла: они тщательно сконструированы, лишены спонтанности и всего того, что присуще человеку.

Заложники идеи

Законы рынка и распределения информации требуют от начинающего предпринимателя точного определения своей ниши. Чем уже ваша специализация — тем более ценен ваш вклад и тем выше шанс на быструю узнаваемость. Поэтому поначалу придется много месяцев подряд производить более или менее однообразный контент: к примеру, тестировать матрацы или публиковать рецепты капкейков. Если после всего этого вы не устанете сами от себя и избранной ниши, а количество подписчиков стремительно взлетит, и наконец вы начнете получать прибыль, может возникнуть одна вполне предсказуемая сложность. Как добавить в свое резюме другие навыки и компетенции? Будут ли вас воспринимать серьезно как инженера, если вы прославились за счет вирусных видео о груминге собак? Есть риск, что вас начнут воспринимать как персонажа, лишая возможности пробовать новое. Поэтому, имеет смысл изначально давать себе больше свободы в производстве контента и иногда экспериментировать с кругом тем.

Выгорание VS успех

Запустив свой персональный бренд, вы довольно скоро почувствуете, насколько много сил и времени отнимает труд по созданию контента и самопродвижению. Правда такова, что с каждым годом прорваться на вершину популярности становится все сложнее. Чтобы зарабатывать на собственном бренде, на первых порах придется немало поработать — не получая никакого выхлопа. Нередко, успех сопутствует тем, у кого уже есть годы профессионального опыта и личных достижений за плечами. Стоит ли добавлять, что взлететь удается не всем…

Цена преувеличения

Поскольку персональный бренд основан на личности, иногда бывает сложно не перегнуть палку и не перехвалить себя. Опустим, как это может сказаться на самооценке. Представим ситуацию, когда клиент впечатлился вашим блогом, где вы слегка преувеличили собственные возможности, и предложил вам работу, которая вам не по плечу. Как выйти из этой ситуации, не навредив собственной репутации? Одно дело — хвалить продукт, и совсем другое — самого себя: граница между ложной похвалой и реальными умениями может оказаться тоньше, чем вы думаете.

Скорее бренд, чем человек

Джон Рэмптон, предприниматель, инвестор и инфлюенсер, признается, что иногда ощущает себя скорее брендом, чем человеком. Рэмптон советует не забывать, например, о важности встреч оффлайн, сколь бы ни был удобен разговор по Skype или диалог в мессенджере. Рэмптон объясняет, как персональный бренд влияет при найме на работу: потенциальный наниматель может решить, что достаточно ознакомиться с контентом блога — и таким образом составить представление о человеке, не видев его в жизни и не беседуя с ним в реальности. И у вас не останется шанса переубедить его. Кроме того, слишком узко сфокусированный бренд — это риск отпугнуть работодателей, которые ищут людей более широкого профиля.

Как насчет профессионального кредо?

Сопоставив все плюсы и минусы, все же предпочитаете оставаться самим собой, а не брендом? Трип О’Делл верит, что презентации лайфстайла и своих хобби стоит предпочесть демонстрацию профессионального кредо. Кредо выражает ваши ценности и лидерские качества. Оно включает в себя ваши достижения, репутацию, уровень мастерства и знания. И главное — это касается только работы и ваших лидерских принципов. Вам необязательно при этом добиваться внимания публики, обнажая свою частную жизнь. Выдвигая на первый план свои профессиональные ценности и принципы, вы сможете оставаться собой, не ограничивая собственные интересы и квалификации и не примеряя на себя выдуманные идентичности.

Да, вам придется по-прежнему принимать усилия, чтобы убеждать нанимателя в своей компетентности, вести оффлайн переговоры и очаровывать клиентов при личной беседе. Это и составляет часть профессионализма, утверждает Трип О’Делл.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.