В Magnavox Odyssey, одной из первых игровых приставок, использовались картриджи, которые по сути были ни чем иным, как набором перемычек, включающих одну из игр, уже имевшихся в приставке. При переходе к приставкам типа PONG, этот метод был заменён на микрочипы, кодированные с помощью дискретной логики, в которых не было возможности добавить дополнительные игры. В середине 1970-х, с появлением приставок на основе микропроцессоров, картриджи вновь вернулись. Программа записывалась на ROM-чип, помещённый в пластиковый корпус картриджа, который вставлялся пользователем в слот на консоли. Когда картридж был вставлен, микропроцессор приставки считывал информацию с картриджа и запускал программу, записанную в нём. Вместо того чтобы ограничиться небольшим количеством игр, встроенных в консоль, покупатель мог собрать обширную библиотеку игр на картриджах.
Fairchild VES была первой в мире микропроцессорной игровой приставкой, в которой появилась возможность использования игр на картриджах. Она была выпущена Fairchild Semiconductor в августе 1976 года. После выпуска игровой приставки - конкурента от Atari ее переименовали в Fairchild Channel F.
Atari тоже не стояли в стороне и к Рождеству 1977 года выпускают свою консоль Atari VCS которую позже переименовали в Atari 2600.
Именно она стала доминирующей приставкой на рынке и лучшей приставкой в данном поколении.Если тогда подростки говорили Atari они имели ввиду именно Atari 2600. Модель обычно поставлялась с двумя джойстиками либо двумя paddle-контроллерами и одной игрой — сначала это была Combat, а затем Pac-Man. К концу своего жизненного цикла Atari 2600 продалась тиражом в 40 000 000 копий. К слову компания выпустила еще одну консоль во втором поколении Atari 5200 но она не была даже близко популярна как свой младший брат
Следующим важным шагом стало появление консоли Intellivision, которая была представлена компанией Mattel в 1980 году. Хотя хронологически это устройство появилось намного раньше «16-разрядной эры», у Intellivision был уникальный процессор с инструкциями шириной в 10 бит и регистрами размером 16 бит. Эта консоль быстро набрала популярность, почти догнав Atari 2600. Хотя это был и не первый конкурент Atari, он стал представлять серьёзную угрозу доминирующему положению Atari и именно для конкуренции и Intellivision Atari и выпустила 5200. Mattel выпустила серию рекламных роликов, в которых меньшие возможности Atari 2600 были безжалостно разгромлены на примере попарного сравнения игр на двух приставках. Тем не менее, Atari владела эксклюзивными правами на портирование игр с большинства из популярных игровых автоматов, и использовала своё ключевое положение для поддержки своей консоли на рынке. Это преимущество и разница в цене двух игровых приставок выливалось в то, что каждый год Atari продавала больше консолей, усиливая своё лидерство несмотря на худшую графику. Необходимость в установлении паритета по цене впоследствии привела к ценовой войне между игровыми приставками.
Ну а закрывает второе поколение консолей приставка ColecoVision
ColecoVision предлагала графику и игровой процесс на уровне игровых автоматов, возможность использования игр от других игровых систем (в основном от Atari 2600), а также расширяемость возможностей системы.
В 1982 году рынок был уже пресыщен игровыми приставками и шумихой вокруг новых игр; полки магазинов стали заполнять игры от новых сторонних разработчиков, подготовленных гораздо хуже чем Activision. Это стало одной из причин кризиса индустрии видеоигр, начавшегося в рождественский сезон 1982 года и продолжавшегося весь 1983 год.
Третье поколение консолей вывело рынок из кризиса в США и о нем будет рассказано в следующей статье.