Найти тему
Валерий Грачиков

До Берлина в 41-м долетали сильнейшие советские летчики

Мне кажется, что бомбежки Берлина в 1941-м – это самая сложная операция, которая была выполнена советскими бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны. Понятно, что она не имела большого военного эффекта, а налеты на Берлин выполнялись больше с политической целью, показать, что немцы в своей столице не могут спать спокойно. И не только потому что их бомбят англичане, советские самолеты тоже могут достать до Берлина.

Налеты проводились по-разному. Операция, которую проводили ВВС Балтфлота оказалась успешной. Напомню, что в остановке повышенной секретности самолеты 1-го минно-торпедного авиаполка были переброшены на аэродром Кагул, расположенный на острове Эзель. Это была самая западная точка, удерживавшаяся советскими войсками и с нее самолеты ДБ-ЗФ, которыми был укомплектован полк, могли достать до Берлина.

Налеты были подготовлены достаточно тщательно для сложной военной обстановки. Сначала были проведены разведывательные полеты и контрольные бомбардировки Свинемюнде. И только после этого тщательно отобранные, наиболее сильные экипажи, отправились в налет в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Всего в полет отправилось 15 экипажей. Командиром группы был комполка Евгений Преображенский.

Немцы настолько не ожидали налета, что приняли советские самолеты за свои и им удалось выйти на Берлин. Пять самолетов успешно отработали по хорошо освещенному городу. Остальные бомбили Штеттин и берлинские предместья. После первого налета все 15 самолетов успешно вернулись на аэродром базирования, совершив семичасовой полет. Само собой, военного урона налет особенно не нанес, но психологический эффект был сильным.

-2

Успешными налеты на Берлин были не всегда.

Если бомбардировщики КБФ и в дальнейшем, вплоть до 5 сентября 1941 года продолжали совершать налеты, несмотря на все ухудшавшуюся обстановку и бомбили Берлин, пока советские войска удерживали Эзель, то бомбардировочная авиация ВВС РККА налет на Берлин провалила.

Для налетов на Берлин с аэродрома под Ленинградом была привлечена только что сформированная 81-я бомбардировочная дивизия. Ее вооружили новыми ТБ-7 и Ер-2. Дивизией командовал один из первых героев Советского Союза, опытнейший летчик Михаил Водопьянов. Вот только опытный летчик и талантливый организатор – это разные вещи.

Сталин лично отдал Водопьянову приказ:

««Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.
И. Сталин
8.08.41»

-3

Вылет состоялся вечером 10 августа. Предварительных тренировок и разведки, как это сделали бомбардировщики КБФ Преображенского, не проводилось. Более того, о вылете из-за строжайшей секретности даже не оповестили собственные части ПВО. Это приведет к плачевным результатам для ряда экипажей.

После тщательного осмотра из имевшихся в наличии 12 ТБ-7 и 28 ЕР-2 для вылета отобрали 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Вечером начался взлет. Подняться в воздух смогли 10 самолетов. После того, как на ТБ-7 майора Егорова на взлете отказали два мотора и он потерпел катастрофу, присутствовавший на аэродроме главком ВВС Жигарев, взлет остальных бомбардировщиков отменил. На Берлин ушли 10 машин. Назад вернулись только 2.

Это был полный провал. Причем из 8 не вернувшихся машин, как минимум один самолет был сбит своими истребителями. А еще один повредили свои зенитчики и он окончательно разбился при посадке. Досталось и самолету, который вел Водопьянов. Его при наборе высоты атаковали И-16, но от них удалось уйти. Водопьянов долетел до Берлина, но на обратной дороге пришлось идти на вынужденную в Эстонии и потом выбираться к своим.

Результатом вылета 10 августа стало снятие Водопьянова с должности комдива. При этом звание комбрига, присвоенное ему ранее, оставили. Так и летал в дальнейшем комбриг Водопьянов рядовым летчиком. Кстати, нельзя не отнять того, что как рядовой летчик он был исключительно хорош. А комдивом стал Голованов, в дальнейшем ставший Главкомом авиации дальнего действия. И при нем уже не будет несогласованности с авиацией ПВО и КБФ. И вылеты будут организовываться куда более продуманно и тщательно.

-4

Базировавшийся на Эзеле полк ВВС КБФ под командованием Преображенского до 5 сентября 1941 года совершил ещё 9 налетов на Берлин. В общей сложности было совершено 86 вылетов, из них 33 долетели до Берлина.

13 августа пять участников первого налета на Берлин: летчики полковник Преображенский, капитаны Гречишников, Плоткин, Ефремов и штурман флагманского экипажа Хохлов стали героями Советского Союза. Важность налетов отметили и денежной премией. За участие в вылете каждый член экипажа получал премию в 2000 рублей, тогда как за обычные вылеты на бомбардировки платили по 500.

В сентябре аэродром на острове Эзель пришлось эвакуировать. Немцы уже подходили к Ленинграду и удерживать аэродром в Прибалтике не было никакой возможности.

Стоит отметить, что о налетах на Берлин Валдисом Пельшем снят замечательный документальный фильм «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие».

Настоятельно рекомендую его посмотреть. Тем более, что я его вставил в текст, чтобы вам не надо было его долго искать. Отличная работа, как и все документальные фильмы, которые в последние годы снимает бывший ведущий «Угадай мелодию».