Найти тему
Ночной Косильщик

Загадка Красной Книги

С Красной Книгой люди имеют дело один раз в жизни - на уроке природоведения в третьем классе. В этом кроется причина низкой культуры ведения списков охраняемых видов: всем плевать на очередную ерунду из школьной программы. Но нет региона, где презентация Красной Книги проходит без торжеств.

Давайте проясним ситуацию. Существует большое количество Красных Книг: одна у России целиком, своя у каждого региона и отдельные перечни для локальных территорий. Красная Книга - это документ и по сути представляет собой приложение к закону, со всеми вытекающими: не является объектом авторского права, должна быть общедоступна и однозначно трактуема.

На деле все сложнее. Тиражи редко превышают пару тысяч (тираж Красной Книги Тверской области вообще 300 экземпляров). Электронные версии либо зарыты в неиндексируемых глубинах, либо отсканированы энтузиастами самостоятельно. Представьте ситуацию, в которой ознакомиться с законом вы можете только за деньги, либо посмотрев рекламу онлайн-казино. С Красными Книгами так.

Но даже заполучив желаемый файл нет гарантии в том, что на него можно ссылаться. Красные Книги регионов должны обновляться каждые десять лет. Администрация Ненецкого округа однажды даже получила предупреждение от прокуратуры за нарушение сроков. Когда денег на обновление нет, просто издают приказ губернатора, который содержит новые списки растений и животных. Выходит, что презентовать Красную Книгу - то же самое, что устраивать торжество по поводу приказа о подготовке к отопительному сезону. Через несколько лет на смену красивому изданию в твердой обложке придет криво отсканированный список.

Сами составители пишут о наличии ошибок. К этому добавляется плохая изученность территории, сложность ботанического определения, разное понимание вида и много других неприятностей. Ни о какой однозначности речи и быть не может. Доходит до казусов: в Красную Книгу Москвы внесли виды, определить которые удалось лишь до рода.

В чеченский список попали только сосудистые растения. Водоросли в ряде регионов не рассматриваются в качестве объекта охраны. Зато в Красную Книгу Нижегородской области включили четыре вида инфузорий. Так и представляю себе проект газификации поселка, который сворачивают по причине нарушения местообитаний одноклеточных.

Сколько конкретно видов охраняется и сколько нуждается в охране - сказать трудно. Но главный вопрос к Красным Книгам другой. От чего в большей степени зависит количество охраняемых видов: от антропогенной нагрузки, видового разнообразия или все-таки изученности территории? Я составил небольшую схему, но по ней вопросов больше чем ответов.

В Ленинградской области самая объемная Красная Книга. Но в Питере есть и ботанический и зоологический институты. Вместе с Петрозаводском они захватывают Карелию и Мурманскую область. Москва равномерно растекается вокруг себя, на юго-востоке упираясь в богатый Татарстан и продвинутую в области охраны природы Самару.

На юго-западе наибольшее наполнение у Красных Книг Краснодарского края и Крыма. С одной стороны - там сразу два географических пояса, но с другой - это развитые регионы, которые в меньшей степени затронула война.

Списки охраняемых видов Чукотки и Магадана скудны, но туда и экспедиции стоят дорого, а своих спецов мало. Без обид, но явно меньше, чем в Красноярске, где и Красная Книга потолще. Но и про чистый город Норильск не стоит забывать.

В Западной Сибири аналогично: чем дальше в глушь - тем тоньше Красная Книга.

Поскольку выводов у меня нет, приведу цитату составителей Красной Книги Рязанской области: "Занесение видов в Красную Книгу - результат целенаправленного изучения видового разнообразия животного и растительного мира".

(☠) городшахты.рф - мысль дня