Литературная основа фильма практически всегда предполагает конфликт либо череду конфликтов — это фундамент сценаристики, который берёт своё начало ещё от античной литературы. И задачей режиссёра становится подать это конфликт в соответствии с общим замыслом фильма и его стилистическим решением.
Часто на помощь приходит полиэкран — разделение экрана на 2 или более части. Он может использоваться и для других целей — например, чтобы показать сразу несколько сюжетных линий, как в сериале «24 часа», главной фишкой которого была хронологическая точность эпизодов, когда за час экранного времени проходил час сюжетного времени. Но наиболее интересен этот приём в контексте конфликта.
Вспомним сцену из «Энни Холл» Вуди Аллена, когда персонажи Дайан Китон и Аллена высказывают своим психотерапевтам совершенно разное мнение об одной и той же ситуации. Полиэкран не только показывает персонажей одновременно, но и проводит между ними символическую «стену» из непонимания.
Но более интересным примером, на мой взгляд, можно назвать сцену из фильма Стенли Донена «Милый сэр», где персонажи Кэри Гранта и Ингрид Бергман разговаривают по телефону. Каждый из них находится в своём доме и своей кровати, но создаётся обратное ощущение. Здесь сам полиэкран как будто создаёт конфликт — герои не могут в данный момент быть вместе, и чувствуют дискомфорт. Выстраивается та же «стена», но на этот раз из разлуки, которую персонажи пытаются компенсировать телефонным разговором. Но самое интересное здесь то, что режиссёр просто не мог «устроить» героям подобную встречу в условиях Кодекса Хейса, который не пропускал даже намёка на интимную близость героев, поэтому полиэкран в данной сцене можно так же рассмотреть и как решение конфликта между постановщиком и цензурным аппаратом, так как фактически Донен обошёл запрет вполне легальным способом, который нельзя было счесть нарушением Кодекса.
А какие приёмы для обозначения конфликта знаете вы?