Что толкает человека к успеху?
Точно сказать не сможет никто.
Читая биографии одного мастера или другого, каждый раз обнаруживаешь какой-то один, свой собственный, абсолютно индивидуальный фактор, сделавший из человека, из простого ремесленника гения стеклоделия. В одном случае это может быть творческое наследие (гены предков, если можно так выразиться), в другом случае - длительная, упорная работа над собой, в третьих - открытие секретной техники работы с материалом, в четвертых..., пятых.. седьмых... десятых... их сотни этих факторов.
Бывает так, что хороший человек, прекрасный мастер, разработавший интересную технику и выдающий на-гора шедевр за шедевром,признания не получает.
Вообще.
НИКАКОГО!
СОВСЕМ!!!
И он все работает, работает, работает, а успеха всё нет и нет, нет и нет. И тут, по идее, должен включиться этот самый фактор успеха, ну хоть какой-нибудь, самый завалящий "факторик". Ведь человек заслужил!
А он всё не включается!
И мыкается человек то в одну сторону, то в другую. Некоторые так и умирают в безвестности. Другим же везёт, и они находят то, особое, свое! Сами либо с чьей-то помощью.
Герой этого рассказа относится именно к последней категории мастеров: он работал долго и упорно, но найти свою "дверь в лето" так и не мог... до тех пор, пока ему не помогли в этом.
Роберт Микельсон - один из величайших скульпторов-стеклодувов мира. Он родился в 1951 году в США, но вскоре после его рождения семья перебралась в Гонолулу, на Гавайи. Поступив в колледж и не показав ни единой способности к наукам, он уже через год его бросает, устроившись на работу в стеклодувную мастерскую. Работа в мастерской продолжалась два года, после чего он отправился в "свободное плавание".
Стиль Микельсона сложился сразу - его увлекала тонкая вязь стекла, сотканная на мощной промышленной горелке. Он делал тончайшие вазы и лампы, бокалы, чаши, тарелки и всё это продавал на рынках и ярмарках, стоял бок о бок с торговцами фруктами, растаманами, хиппи. Это давало определённый доход, он неплохо зарабатывал, но славы не было.
О Роберте Микельсоне никто не знал.
Десять лет, упорных, долгих лет он ездил по рынкам и ярмаркам, нарабатывал клиентскую базу, но так и не стал известным. Всё изменилось, когда Микельсон решил повысить свою квалификацию и отправился учиться к известному стеклодуву Полу Стэнкарду. Увидев уровень работ "ученика", тот пришёл в восторг и сообщил Микельсону, что ничему толковому научить его не сможет - они РАВНЫ по мастерству.
НО НЕ РАВНЫ ПО УСПЕХУ и СЛАВЕ!
Надо отдать должное Стэнкарду, он поступил как настоящий человек, человек с большой буквы. Этот мастер сказал Микельсону, что тот пытается пробиться не там где нужно. Нет смысла ездить по рынкам и ярмаркам, там славы не "заработать, нужно обращаться в галереи современного искусства и выставляться там. "Ученик" послушался совета...
Через три дня Микельсон заключил свой первый контракт с галереей стекла в Нью-Йорке. И через пять дней его первая работа была продана в один из музеев. Что сказать? Деньги, слава, успех, признание - всё это вылилось на голову Микельсона буквально в первый же месяц его сотрудничества с галереями.
В его творчестве тесно переплетаются народные гавайские мотивы, растаманские элементы, есть и классические работы, сделанные специально для галерей искусства. В этой статье я специально использовал работы мастера, которые стоят в музеях и частных коллекциях. "Неофициальные" работы опубликую в нарративе вечером.
В последнее время Микельсон увлекается флуоресцентным стеклом, сочетает стекло, металл, проволоку, дерево. Занимается коллаборацией с другими мастерами.
В самых последних его работах активно применяется гравировка и матирование стекла специальными пастами, роспись по стеклу.
Более десяти лет Микельсон активно ведёт преподавательскую и просветительскую деятельность.
Он очень тесно общается со своими учениками и вопринимает их больше как товарищей и коллег.
А что делают с друзьями?
Правильно, общаются, дурачатся, пьют пиво, подшучивают друг над другом, работают, творят и многое другое. Да и "дунуть" на досуге можно со старым растаманом, не зря же он делает "неофициальные" работы.
Подводя итог этой небольшой статье, задамся вопросом: был ли этот успех заслуженным?
Несомненно!
Смог бы он сам добиться его?
Вряд ли...
Вот и получается, что человек - сам кузнец своего собственного счастья, но иногда для его достижения требуется пинок, как бы грубо это ни звучало.
Мы также есть во ВКонтакте и в Одноклассниках.