Найти тему
Юрий Гичев

Жирный минус безуглеводных диет

1. Кому подходят безуглеводные диеты?

Любой рацион с крайне низким содержанием углеводов и высокой долей белка и жира приводят к значительному ухудшению энергетического метаболизма. Это подтверждают исследования, проведенные на профессиональных спортсменах. Почему так происходит?

Пищевые жиры – далеко не лучший энергоноситель. Формально жиры содержат в два раза больше энергии по сравнению с белками и углеводами. Но вот извлечь эту энергию не так просто: пути обмена жиров и углеводов много где перекрещиваются, и каждый раз организм отдает приоритет именно углеводам. Поэтому организм не так бодро справляется даже со своими собственными жирами, особенно при длительном отсутствии углеводов. А если пищевых жиров слишком много, как, например, в классической диете Аткинса, организму приходится совсем туго.

2. Как организм справляется с обилием жиров?

Во-первых, усвоение пищевых жиров требует огромных усилий со стороны печени. Жиры нерастворимы в воде. Поэтому для того, чтобы они могли переноситься кровью, они должны быть «упакованы» в специальные транспортные частицы. За это отвечает печень.

Во-вторых, наша кровь не слишком-то приспособлена к бесперебойной транспортировке больших объемов жиров. И немудрено: на протяжении почти всей эволюции жиры никогда не были основной пищей. Более того, при постоянном и длительном избыточно жировом питании очень быстро ухудшаются показатели текучести крови. Начинает формироваться картина классического атеросклероза, тем более что животные жиры содержат еще и очень много холестерина. В результате скорость транспортировки и эффективность метаболизма пищевых жиров будет прогрессивно снижаться.

Основу диеты Аткинса составляют животные жиры.
Основу диеты Аткинса составляют животные жиры.

Взаимосвязаны ли жиры, лишний вес и мозг?

Еще как! Снижение КПД жирового обмена приводит к более быстрой потере жировых запасов. Если речь идет об избыточном весе, то это может считаться благом.

В условиях глубокого дефицита глюкозы энергетическая эффективность жиров и кетоновых тел значительно снижается.
В условиях глубокого дефицита глюкозы энергетическая эффективность жиров и кетоновых тел значительно снижается.

Но если цели снижения веса не стоит, а пищевые жиры являются главным источником энергии, все не так радужно. В этом случае снижение КПД метаболизма жиров будет лишь уменьшать общую энергоэффективность организма. А он уже находится в состоянии глубокого и длительного стресса! Вот почему многие люди, находящиеся длительное время на строгой безуглеводной диете, отмечают резкое снижение умственной и физической работоспособности.

4. Есть ли другие подводные камни?

Увы, есть. Экспериментальные исследования показывают, что длительное (больше года) применение безуглеводных диет может приводить к снижению чувствительности клеток к инсулину, то есть к инсулинорезистентности. А как известно, формирование скрытой инсулинорезистентности у человека является крайне опасным состоянием. Почему?

Стоит вернуться к обычному углеводному питанию, как моментально запускается процесс формирования метаболического синдрома. Именно по этой эволюционной причине жиры так и не стали предпочтительным энергоносителем для обеспечения повседневных нужд организма.

В отличие от хищников, у людей подобные «срывы» являются стандартной практикой.
В отличие от хищников, у людей подобные «срывы» являются стандартной практикой.

Возможно, если бы в пище наших предков было всегда столько же жиров, сколько мы получаем сегодня, наш организм и смог бы перестроиться преимущественно на жировой обмен. Но только не за те 50 лет, в течение которых мы говорим о безуглеводных диетах с высоким содержанием белка и жиров.

5. Какая у нас альтернатива?

Чистые углеводы в больших количествах крайне вредны. При этом человек не способен, подобно хищникам, в полной мере обеспечивать себя глюкозой за счет белка. И он не может полностью компенсировать ее дефицит за счет продуктов обмена жиров. Так откуда он должен ее получать?

Вернемся к нашим далеким предкам, у которых в рационе было крайне мало свободных углеводов. Человек как всеядный организм занимает промежуточное положение между хищниками и жвачными. А значит, скорее всего, он должен добывать глюкозу тоже каким-то компромиссным способом. Часть глюкозы мы можем получить, подобно хищникам, из белка. Остальную порцию следует извлекать из растительной клетчатки, как это делают жвачные животные.

Лучшим решением было бы получать чистую глюкозу из пищи, но в первобытной природе свободных углеводов практически не было.
Лучшим решением было бы получать чистую глюкозу из пищи, но в первобытной природе свободных углеводов практически не было.

Это подтверждает изучение состава нормальной микрофлоры кишечника человека. В генотипе кишечных бактерий обнаружено очень много генов, отвечающих за процессы метаболизма неперевариваемых растительных пищевых волокон. В результате этих процессов из клетчатки образуются летучие жирные кислоты.

Это означает, что организм человека эволюционно приспособлен питаться в том числе грубой растительной пищей. Именно из нее извлекается энергия в виде пропионовой кислоты, которая является прекрасным субстратом для синтеза глюкозы.

6. Как безуглеводные диеты влияют на кишечник?

Безуглеводная диета не только не может полноценно обеспечить наш организм глюкозой (а значит, и энергией) – она также серьезно нарушает жизнедеятельность нормальной кишечной микрофлоры.

Длительное отсутствие углеводной пищи означает и почти полное отсутствие растительной клетчатки, которая является главным питательным субстратом для этих бактерий. И наоборот: увеличение количества продуктов неполного переваривания белков и жиров в толстом кишечнике способствует росту чужеродной микрофлоры. В результате естественные кишечные микроорганизмы окрнчательно вытесняются.

Это еще один серьезный аргумент против длительного применения безуглеводных диет с высоким содержанием белков и жиров. И уж тем более против рекомендаций об их использовании в качестве постоянного рациона.

Источник: https://ru.siberianhealth.com/ru/