Как выжать из общения с консультантом в винотеке (он же кавист) максимум пользы.
Заходишь в винный магазин и натыкаешься на продавца-консультанта, или кависта. Что у него спросить — черт знает. Разбитое сердце он не залечит, а бутылку красного и сам с полки схватишь. Но пользу от общения с консультантом извлечь можно, даже если не разбираешься в вине. Автор текста сам работал кавистом и уверен, что главное — задавать правильные вопросы.
Ты зачем сюда пришел?
По пути в винотеку прикиньте: зачем вы вообще туда идете? Хочу бутылку красного на вечер и чтоб не дороже тысячи. Будет день рождения, нужно бутылок 12 игристого на такой-то бюджет. Я просто шел мимо, ничего конкретно мне не надо, но если попадется что-то интересное, куплю. Чем конкретнее скажете, что вам нужно, тем проще кависту будет предложить варианты «по теме».
Заранее подумайте:
- Какое вино нужно — красное, пино гриджо, игристое.
- Зачем — запить стейк, подарить другу или захватить в гости.
- Сколько — хватит бутылки или лучше взять сразу ящик.
- Какой бюджет на вино — чем точнее определите сумму, тем лучше.
А поговорить?
Если кавист занят, лучше подождите, когда он освободится и сможет вас нормально выслушать. Первым делом спросите, как зовут сотрудника: вроде мелочь, но располагает к себе, потому что так делают очень немногие.
После знакомства попросите рассказать о магазине. Что нового приехало, какие вина самые популярные, какая страна лучше всего представлена. Обычно персонал пробует новые и популярные вина, чтобы смелее говорить о них с покупателями. Поэтому вы получите реальное описание вина, а не цитату с контрэтикетки, и лучше поймете, из чего выбирать.
В итоге вы выясните, например, что тут много игристого или отлично представлены Италия и Австрия. Выбирать лучше как раз из вин, на которые магазин делает ставку: шанс промахнуться меньше. Так что, если вы зашли за Испанией, но с ней тут проблемы, лучше откажитесь от риохи под стейк и берите красное из другой страны, с которой в магазине полный порядок.
Итак, как вести себя в магазине:
- Дождитесь момента, когда сможете нормально поговорить с кавистом.
- Попросите рассказать о магазине: о популярных винах, новых поступлениях, о том, какая страна лучше представлена.
Чего желать изволите
Когда выяснилось, с чем в магазине хорошо и с чем не очень, расскажите кависту с поправкой на это, какое вино и зачем вам нужно. В общем, то, что вы продумали в самом начале. Бутылка красного до тысячи для вечера с сериалом или игристое в подарок знающему человеку?
Покажите фото любимых вин в Vivino или опишите вино, которое вас покорило. Главное — доходчиво объяснить, чем. Аргумент в духе «потому что густое и не кислое» или «люблю запах носков в вине, а там они как минимум недельные» сработает лучше, чем просто название. Кависты обычно натасканы на ассортимент одного импортера и вина от других могут не знать. А вот описание вкуса или сорт и регион, которые они увидят на этикетке, помогут подобрать альтернативу.
Ну и обязательно расскажите, сколько готовы потратить. Кавист прикинет, что у него есть и как влезть в бюджет. Если же начнет предлагать вино дороже названной суммы, попросите объяснить, почему он не учитывает ваш лимит. Возможно, бутылки по вашему запросу в нужном ценнике просто нет, тогда все честно. Но может быть и так, что вам по привычке стараются продать вино подороже, а после напоминания вернутся в нужные рамки.
Итак, будьте честны с кавистом и не стесняйтесь:
- Максимально четко расскажите, для чего вам вино и сколько вы готовы потратить.
- Расскажите, что вам нравится в вине, а что нет и чего точно пить не станете.
- Напомните про бюджет, кависты — народ увлекающийся.
Карты, скидки, два по акции
Если из диалога вы вышли с бутылкой белого, розе или игристого, не забудьте спросить, есть ли в холодильнике такое же вино, но правильной температуры. Кависты иногда об этом просто забывают, поэтому позаботьтесь о себе сами. А если планируете вернуться за этим вином снова, например, в следующую пятницу — сообщайте. Кавист придержит несколько холодных бутылочек специально для вас.
Спросите о скидке и акциях. Тут важно не перепутать — задавать этот вопрос нужно в самом конце. Когда вы уже выбрали бутылку и стоите около кассы, узнайте, можно ли получить на нее скидку. Или спросите про скидочную карту.
Иногда магазин рассказывает об акциях в рассылках. Если он показался вам симпатичным и лежит на пути с работы домой — подпишитесь. А если разговор удался и вы набрали коробку-другую, узнайте — нельзя ли их доставить на дом. Многие магазины делают доставку при покупке от 3−5 тысяч рублей.
Задавайте вопросы перед покупкой:
- Узнайте, есть ли выбранное вами вино в холодильнике.
- На кассе спросите, дают ли на вашу бутылку скидку и бывают ли акции.
- Если берете несколько бутылок, поинтересуйтесь насчет доставки.
Этим делу не поможешь
Не стоит критиковать магазин, даже если вам совсем не нравится выбор. Кавист в этом точно не виноват и поделать ничего не может. Разве что разделить с вами тоску о том, что вы не можете найти вино, которое пили в глухой испанской деревне. Или что за вино, которое в Европе стоит 5 евро, тут дерут три шкуры. Ну а если настроение совсем поганое и хочется отвести душу, можно взять игристого и сделать дома яростный сабраж.
Быть снобом и вообще выпендриваться тоже не очень эффективно. Опытного кависта вы этим оттолкнете и никакой пользы из него не выжмете. А начинающий просто впадет в ступор и не поможет даже там, где мог бы.
Короче говоря
Не так страшен кавист, как его малюют. И общение с ним бывает вполне плодотворно. А от бутылки хорошего вина вас отделяет всего несколько простых шагов:
- Сформулируйте, что хотите взять в магазине и какую сумму готовы потратить.
- Узнайте, чем хорош магазин: какие вина самые популярные, какая страна лучше всего представлена, что нового приехало.
- Выбирайте вино из сегмента, с которым в магазине лучше всего.
- Спросите про скидку на ваше вино перед оплатой на кассе.
- Будьте дружелюбны и налаживайте контакт — на будущее.
Если задавать кависту правильные вопросы в нужной последовательности, будет толк, даже если вы совсем новичок. Получится и выбрать вино точно под свой запрос, и скидку получить. А когда придете в следующий раз, кавист подскажет, где хорошая цена и когда приедет новенький регион, и предложит бокал-другой вина на пробу.
Автор: Татьяна Анохина
Иллюстратор: Павел Лысцов
Мы винный сервис Invisible. Снабжаем хорошим вином и дарим с первым заказом бокалы, в которых оно правильно раскрывается и выдает максимум. Это наш официальный дзен, дублируем сюда статьи из нашего не менее официального блога: Invisible Journal.