Мы ничего не хотим сказать основным заголовком, кроме одного. Эти люди (Евдокимиов и Зеленский), которых считали комиками, паяцами, шутами гороховыми, заняли весьма и весьма серьезные руководящие посты. Запросто так…
Правда, у Владимира Зеленского карьера политика началась несколько месяцев назад. И нам остается лишь пожелать ему успеха, выслушивая любопытные версии про то, когда же ему на ум пришла в голову мысль «дошутиться» до поста президента Украины и перевернуть в этой стране все, от и до.
А вот Михаил Евдокимов, который в своем родном Алтайском крае губернаторствовал всего около полутора лет, погиб в автомобильной катастрофе 14 лет назад, 7 августа 2005 года. И эта самая катастрофа вызывает много вопросов и комментариев. Но мы не желтая пресса.
Пройдемся лишь по основным версиям жизни и гибели настоящего друга Беларуси М. Евдокимова. И вспомним хорошего, искреннего мужика, настоящего патриота.
Как бы официально
Так вот, согласно официально озвученной версии, причиной ДТП, в котором погиб губернатор Евдокимов, стало нарушение правил дорожного движения со стороны водителя его служебного автомобиля.
«Мерседес-500», в котором, помимо политика и артиста, находились его жена и охранник, мчался по трассе Бийск-Барнаул якобы со скоростью под 250 км. А перед поворотом на село Плешково водитель (Иван Зуев) начал совершать манёвры, приведшие к непоправимым последствиям. Уходя от столкновения с другим автомобилем, он резко вывернул руль и, задев его по касательной, вылетел с трассы и врезался в дерево. Мужчины погибли сразу, а жена Евдокимова, получившая множественные травмы, осталась жива. Есть версия, что муж ее успел прикрыть. Но это скорее лирика.
Были ли основания для покушения?
Вообще, это вопрос из серии: убили Машерова или нет, ну-ка ну-ка? Конечно, любая криминальная версия смерти политического деятеля или просто популярного в народе человека бодрит нервы и разжижает кровь.
Сразу же после трагедии многие друзья, общественники и политические соратники Евдокимова усомнились в случайности смертельного ДТП.
Основание для подозрений выглядело логично: фигура губернатора сильно не устраивала местную элиту, которую он отгонял от кормушки. Разумно? Вполне.
Известный общественный деятель Аркадий Вольский, знаменитые артисты Александр Михайлов и Владимир Винокур, утверждали: Евдокимов, отказывавшийся брать взятки за лоббирование чужих интересов, предчувствовал покушение. Мол, не нашедший контакта с законодательной властью Алтайского края, он на каждом шагу сталкивался с препонами, которые возводили противники его методов управления.
Так а что с машиной-то?
Эксперты, уверенные в криминальном характере ДТП, обращали внимание на то, что всего за несколько дней до драматических событий руководство местного УВД лишило Евдокимова машин сопровождения, которые должны были охранять кортеж губернатора и «расчищать» ему дорогу. Впоследствии назначенный на должность исполняющего обязанности губернатора Алтайского края Михаил Козлов назвал данное действие руководства УВД «немотивированным». Более того, он обмолвился, что это же милицейское региональное руководство распорядилось лишить Евдокимова и личных телохранителей.
Тут возникают вопросы к этой региональной вертикали власти. Ну что это за губернатор, которого ГАИ лишает нормальной машины, а УВД — охраны?
Поливановские версии
В своём очерке для журнала «Самиздат» публицист Олег Поливанов озвучил сразу несколько вопросов относительно трагедии с Евдокимовым, на которые в ходе следствия так и не нашлось логичных ответов.
Сразу скажем, что человек в своем личном расследовании был нацелен доказать то, что «убили нашего Мишу». Ну, давайте посмотрим на факты глазами Поливанова.
*Во-первых, он напомнил читателям, что незадолго до трагедии депутаты Законодательного собрания Алтайского края проголосовали за отстранение Евдокимова от должности губернатора, ожидая, что президент России поддержит их инициативу. Однако, когда Владимир Путин предпочёл не вмешиваться в региональные дела, им пришлось пойти на крайние меры и устранить его не юридически, а физически. Так себе версия, между прочим.
*Во-вторых, оставив первое лицо края без охраны, алтайская правящая элита установила за Евдокимовым слежку, возможно охотясь за папкой, где хранились документы, доказывавшие, что бюджет края разворовывался. О наличии этого досье вроде бы говорил близкий друг Евдокимова – актёр Александр Панкратов-Чёрный. Мы внимательно отсмотрели все, что о своем друге и земляке говорил Панкратов-Черный… Там была скорее такая мысль. Михаил не расставался с черным дипломатом, в котором были собраны все документы, доказывающие то, что он честно и правильно выполнял свою работу. А пропал дипломат или нет — не совсем понятно.
*В-третьих, по данным Поливанова, в последний день своей жизни Михаил Сергеевич должен был отправиться в рабочую поездку на личном автомобиле. Однако в последний момент его заменили служебным «Мерседесом», по странному стечению обстоятельств, побывавшем накануне трагедии в автосервисе. Ну там далее идут версии про радиоуправляемые маячки, с помощью которых взорвали шину. Без комментариев.
*В-четвертых, Поливанов отмечал наличие всего одного свидетеля происшествия, случившегося на довольно оживлённой трассе. Кроме того, у него имелись сведения, что в момент автокатастрофы на месте события не работала мобильная связь.
*Ну а в-пятых публицист подверг случайность появления на трассе водителя «Тойоты», Олега Щербинского, считая его одним из персонажей тщательно спланированного спектакля по устранению губернатора. Нечто подобное нам приходилось читать про водителя самосвала Николая Пустовита, который столкнулся с машеровской «Чайкой».
Эдак можно дойти до того, что все это — звенья одной цепи, а первого секретаря ЦК компартии БССР Машерова и губернатора Алтайского края Евдокимова устранили по одному и тому же сценарию, одни и те же люди.
Впрочем, поставив под большие сомнения все эти слишком уж жареные версии, мы сразу же начнем задавать другие вопросы.
Так а что с мэром-то случилось?
После автокатастрофы с Евдокимовым многие алтайцы стали припоминать, что за два года до этого случая в схожих обстоятельствах на той же трассе погиб уважаемый народом мэр Барнаула – Владимир Баварин. И он, о чудо, планировал баллотироваться в губернаторы края.
Тогда в официальных сводках тоже мелькала информация о таинственной машине, двигавшейся по встречной полосе. В итоге, пытаясь уйти от столкновения, градоначальник опрокинулся на своей машине в кювет и ударился о дерево. Кстати, в обеих авариях жёнам чиновников чудесным образом удалось остаться в живых.
Что это — совпадение, мистика, часть какого-то вселенского заговора…
А вы сами как думаете? То-то и оно.
Пройдемся по биографии Евдокимова. В четыре абзаца
Его называли «народным губернатором», «российским Шварценеггером», но чаще всего — любимым актером. Миниатюры в его исполнении, особенно ту, где «иду я из бани, морда красная», — были мегапопулярны. Сейчас все это выглядит немного странно, но зрители были рады такому простецкому юмору.
Самородок, сделавший себя сам, Михаил Сергеевич несколько раз резко менял свою жизнь. Сначала, учась в Новосибирском торговом институте и уже работая директором столовой (в советское время на этой должности можно было озолотиться), решил стать актером. Бросив все, уехал покорять в Москву. Жил поначалу в общежитии, голодал, но мечту свою осуществил. Да еще как.
Он стал человеком, не вылезавшим из телевизора. Все эти «еженедельные «Аншлаги» и проч. держались во многом на нем. Потом пошли роли в кино. Был создан собственный театр — ООО «Театр Михаила Евдокимова», разумеется.
А в сорок пять лет его судьба сделала очередной виток, который оказался смертельным. Речь в данном случае о губернаторстве, как вы понимаете. И вот здесь есть смысл послушать близких Евдокимова. А кого еще?
Что говорят друзья. На три голоса
Постфактум можно понять, что все они как один отговаривали Евдокимова от хождения в большую политику.
Один из самых преданных друзей Михаила Сергеевича, Народный артист России Александр Михайлов, если суммировать его различные интервью, сказал приблизительно следующее: «Близкие люди отговаривали его от этого «похода во власть», в том числе и я — сколько мы с ним ночей за этими беседами провели! Но он был мужик упрямый, совестливый и хозяйственный. Можно даже сказать, государственного склада характера, и пошел в губернаторы сознательно.
Просто получилось так, что в начале нулевых годов его родной Алтайский край погибал. И Миша на общественных началах решил разобраться с работой местной администрации, К нему ведь реально шли, точнее, ехали алтайские ходоки — в Москву. Это был, повторюсь, открытый, очень честный, добрый мужик. Во всем его творчестве, особенно песнях, вышедших на пяти дисках, все отчетливо слышно. Там ТАКАЯ любовь к родному краю, непоказные достоинство и честь…
А вообще, за полтора года своего губернаторства он организовал потрясающую посевную и уборочную кампании. Народный губернатор — это точно о нем. И еще. Ему для Алтая только машин «Скорой помощи» подарили свыше 100 штук. Вообще, Михаила ценили и помогали ему многие серьезные политики, управленцы. Те же Назарбаев, Тулеев… Так что не нужно говорить, что у него не было будущего.
Что же касается его гибели… На 90 % я уверен, что автокатастрофа была подстроена. Но те, кто, это сделал — Бог им судья, а не я. Знаю, что многие из Мишиных врагов уже получили свое от Судьбы или от Всевышнего — называйте, как хотите. Никто ведь не отменял Закон бумеранга. Его суть: сколько зла ты сделал — столько же вернётся тебе, а самое главное — твоим потомкам. То же самое и с добром происходит, кстати. А Евдокимов сделал очень много доброго для людей. Вот это главное, а не вся та чепуха, которую пытаются на него выливать после смерти».
Народный артист РФ Владимир Винокур заявил следующее: «Когда рождается человек, ему обрезают пуповину. Так вот с Мишкой этого не случилось, образно говоря. Он так там и остался — со своими земляками.
Евдокимов был в моем восприятии москвичом, живущим на Алтае. Вечно к нему оттуда приезжали друзья, родственники, знакомые. Всегда в его доме был накрыт стол, он невероятно хлебосольный был человек, не любил никого отправлять на ночь в гостиницу. Все как-то у него устраивались.
А вообще — это самый настоящий самородок. Его щедро одарила земля. И он был самым настоящим патриотом, извините за некоторый пафос.
Как и все, наверное, я был категорически против его губернаторства. Но Мишка земляков не хотел подвести, совестливый был очень. Люди ему доверяли, ждали, что наладит все.
Если же говорить про его гибель. Знаете, я лично не верю, что это был несчастный случай. У него была обычная машина, небронированная, без сопровождения. Ни один губернатор так не ездит, ни при каких условиях».
Певец Александр Маршал солидарен с Владимиром Винокуром: «Миша мне как-то сказал в сердцах: «Они меня прибьют, как муху». А потом быстро продолжил: «Ладно, забудь, все нормально». Я не верю, что он сам погиб. Его водитель… Да его невозможно было заставить ехать выше 120 км в час. А нам рассказывают про какие-то то ли 200, то ли 250, на которых погиб Евдокимов».
В общем, говорить что-то дальше не имеет смысла. В завершение мы предлагаем вашему вниманию очень честный фильм из цикла «Прощание», посвящённый памяти Михаила Евдокимова.