4 августа, в воскресенье, в Санкт-Петербурге прошел митинг за принятие закона о домашнем насилии. Вспомнили пострадавших женщин, приводили статистику. Я бы об этом и не знала (выходные – информационный детокс, стараюсь не читать и не смотреть новостей), но коллеги просветили. Посмотрела видео от блогерок-активисток в инсте, почитала, что пишут. И какое-то неоднозначное впечатление от всего этого осталось, много вопросов без ответов.
С одной стороны, дело хорошее, на мой взгляд, декриминализация побоев была ошибкой. Да, правоохранительные органы в отношении домашнего насилия работают очень плохо, типа, дело-то житейское, подумаешь, поколотил. С другой стороны, как это все будет работать на практике. Как все другие российские законы, с кучей дыр и лазеек? Спасибо, не надо. Плюс открываются пути для манипуляции со стороны «пострадавших» (ну не верю, что подобного не будет!). А кого считать пострадавшим, только женщин? Лично знаю семьи, где жены любили приложить мужей сзади сковородкой по голове, а они не могли ответить физически – тут же начинался спектакль для соседей «Он меня бьёт-убивает». Кризисные квартиры или приюты? И где их будут приобретать? В маленьких городках (ибо жилье дешевле), где через пару дней каждая собака будет знать, кто там скрывается, т.е. подкараулить будет намного проще? Да и у любого человека есть «точки привязки» - родители, работа, садик или школа. В ситуациях, когда надо действовать быстро, государственная махина быстро не развернется без кучи справок, и поэтому ее эффективность будет стремиться к нулю. Защитный ордер/предписание? Кааак отследят, нашими «нанотехнологиями»?! Или будут принимать на веру что там жертве покажется ? Работа с психологом? Это типа тех, которые сидят в школах? У них и агрессор по тестам душкой будет (ура, вылечили!), и нормальный человек в агрессора превратиться. Если человек может откупиться от органов или имеет там хороших знакомых, наличие закона что-то изменит? Не думаю.
А активистки-феминистки-блогерки? У меня, побывавшей в роли жертвы, они не вызывают доверия как амбассадоры проекта. Какой у них личный опыт реального противодействия насилию, без соцсетей и группы поддержки в виде подписчиков? Вот одна блогерка-миллионница, вот другая, произносят речи под прицелами камер, все такие серьезные. А вот они же, со смехом фотографирующиеся с участницами митинга, снимающие друг друга за завтраком/обедом. Какое там серьезное дело, у них тут туса! Которая ничем не отличается от любых других их сборищ. Сложилось впечатление, что они пришли посветиться перед камерами, повзаимодействовать с публикой, выбрав нашумевший повод. Потом они обиженно заявили, что их обвиняют в показушничестве и хайпе, они же, бедненькие, свои деньги потратили на Сапсан, и ничего взамен не получили.
Нет, я не за насилие, я за защиту. Но грамотную. Начать хотя бы с нормальной работы правоохранительных органов. С ответственности лиц, которые сначала подают заявление, а потом его забирают (чем вызывают дальнейшее нежелание работать – все равно же заберет, подождать только надо). С прекращения обвинения жертвы. Но это же действовать надо, налаживать работу механизмов, создавать судебные прецеденты, менять мировоззрение. Нет, лучше закон. Вся работа кончится после принятия.
Очень хочется услышать ваши мнения, только, очень прошу, без гендерных оскорблений.