Всегда ли для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги необходим договор с собственниками или застройщиком? Ответ кажется очевидным: всегда. Но, из всех правил бывают исключения. Сегодня хотим поделиться с Вами довольно интересными Выводами Постановления Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа по делу №А70-14499/2018.
Предыстория: Разрешением от 29.12.2016 многоквартирный дом введен в эксплуатацию.20.02.2017 между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией был заключен договор управления многоквартирным.
В отношении управляющей организации проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что обществом в отсутствие договора управления взималась плата за жилое помещение и коммунальные услуги с собственников помещений МКД до 20.03.2017 (в феврале, марте2017 года), что, по мнению Инспекции, нарушает требования части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 ЖК РФ.
Управляющая организация обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено. Не согласившись с выводами судов, ГЖИ обратилась в суд кассационной инстанции.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку, начисляя и взимая в плату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.02.2017 по 20.03.2017, Управляющая компания действовала в рамках предоставленных ему агентским договором полномочий с учетом положений части 7.3 статьи 155, статьи 161 ЖК РФ.
Из части 13 статьи 161 ЖК РФ следует, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 данной статьи открытый конкурс.
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, застройщик многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией не заключал.
Согласно части 7.3 статьи 155 ЖК РФ при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.
Согласно подпункту «д» пункта 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 (далее по тексту – Правила № 416), в период до заключения договора управления с управляющей компанией застройщик самостоятельно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом.
Из совокупного толкования указанных выше норм следует, что в отсутствие заключенного застройщиком договора с управляющей компанией, в установленном порядке, предусмотренном нормами ЖК РФ, обязанность по управлению многоквартирным домом возлагается на застройщика, и как следствие, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится именно застройщику.
Суды установили, что ООО, являющееся застройщиком многоквартирного дома и осуществляющее в соответствии с действующим законодательством управление спорным
многоквартирным домом, заключило с управляющей организацией агентский договор, в соответствии с условиями которого агент обязуется по поручению принципала за вознаграждение совершать от своего имени и за счет принципала действия по начислению платы за жилое /нежилое помещение и коммунальные услуги, осуществить сбор и прием платежей от собственников многоквартирного дома.
Таким образом, как указали суды, управляющая организация, начисляя и принимая платежи в пользу застройщика от собственников многоквартирного дома за период февраль - март 2017 года, действовало в рамках заключенного агентского договора, тем самым не нарушало действующих норм ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суды трех инстанций пришли к выводу об отсутствии у жилищной инспекции правовых оснований для вынесения предписания и удовлетворили требование управляющей организации.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме.