Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Несколько дней из жизни кота Алекса-3

Читайте Часть 1, Часть 2 рассказа "Несколько дней из жизни кота Алекса" в нашем журнале.

Автор: Наталья Винярская

Но однажды кот его озадачил просьбой, услышав которую Владимир чётко осознал различие между ними. Кот захотел побывать на «живом» концерте.

– Как же я тебя возьму? – бормотал растерявшийся Сомов, не глядя на любимца. Ему было неловко, он не знал, как отказать, но позориться с животным среди друзей и знакомых вовсе не собирался.

Хорошо, что при этом разговоре присутствовала Лера, она приняла сторону Алекса.

– Да ладно тебе, Володя, посади его в сумку, приоткрой чуть-чуть, никто и не заметит. Давай, я сама внесу сумку в зал и сяду рядом.

Владимир скрепя сердце согласился. Концерт прошёл благополучно, кот тихо сидел в сумке, наслаждаясь музыкой. Володя постепенно успокоился и впоследствии больше не возражал против посещения Алексом концертных залов. 

. . .

Лере не терпелось продемонстрировать Сомову сочинения его питомца, но никак не удавалось выбрать подходящий момент. В зависимости от настроения Володя мог по-разному воспринять одну и ту же музыку, и Лера боялась рисковать, уж очень ей хотелось порадовать начинающего композитора.

Однажды вечером, после ужина она решилась:

– Володя, я совсем забыла показать тебе записи, которые привезла из Франции. Мне кажется, тебе стоит послушать. Один диск у меня с собой.

Зазвучала «Аве Мария» Алекса. Волнующая, щемящая мелодия захватила Леру, проникла в душу, женщина ощутила себя на грани жизни и смерти… С трудом преодолевая состояние, вызванное музыкой, она взглянула на Сомова, с радостью отметила его волнение и снова с удовольствием отдалась миру музыкальных образов и эмоций.

– Потрясающе! Что это, Лера? – поинтересовался Сомов, когда смолк последний звук.

– Это один из вариантов «Аве Марии», забракованный автором, неким Коччанте, и не вошедший в «Нотр-Дам де Пари», – не моргнув глазом, придумала Лера. – Записи бродят по Европе, злые языки говорят, что эта версия удачнее той, что вошла в мюзикл.

– Да, пожалуй, я бы согласился с этими «языками»! – засмеялся Володя. – А что ещё ты привезла из Франции?

– А ещё… – Лера остановилась, взглянула на кота, набрала воздуха и выпалила:

– А ещё я привезла записи недавно найденных сочинений 17 века!

– Ну, это уж вряд ли! – фыркнул Сомов. – Тебя обманули! Или это есть у меня, – он указал на стеллажи, заваленные дисками, – или это какое-то мошенничество! Где ты их взяла-то?

– Да вот, познакомилась с одним выходцем из России. Может, помнишь, был такой Вередин. Подающий надежды пианист, много ездил по гастролям, а потом повредил руку – и конец всему! Это случилось во Франции, так там и остался, женился удачно, обеспечен, для души учит детишек музыке, но музыкальные связи у него обширные. Кстати, почему ты не веришь в существование неизвестных старинных произведений? Совсем недавно, пару лет назад, где-то в Европе нашли неизвестные ноты Бетховена, а он гораздо позже жил.

На следующий день Лера продемонстрировала Сомову записи «найденных сочинений 17 века».

– А за клавесином твой Вередин? Исполнитель – так себе! – отметил он, но Лера видела его неподдельный интерес к записям.

– Надо показать Маратынцеву! – заключил он и добавил удивлённо:

– Ты знаешь, похоже на Куперена!

И закрутилось! Юрий Маратынцев, друг Сомова, выдающийся пианист, клавесинист, влюблённый в классику и барокко, с горящими глазами ухватился за эти записи. Отсутствие нот для него было не важно. Как когда-то Сергей Танеев, Юрий воспроизвёл пьесы на клавесине, дополнительно украсив мелизмами, и совсем скоро пригласил Володю и Леру на свой концерт в Малый зал консерватории. 

. . .

«Затерявшиеся в веках» произведения в исполнении Маратынцева произвели сильное впечатление на слушателей. На концерте собрались ученики Юрия, друзья – музыкальный, увлечённый народ, и, слыша заинтересованные, одобрительные высказывания, Лера сожалела, что Алекса не удалось взять с собой. Консерватория – серьёзное заведение, большие сумки на входе проверяют и заставляют сдавать в гардероб, рисковать не стоило.

Кота брали обычно на камерные концерты, проходившие в небольших музейных залах, где все друг друга знали – и организаторы, и исполнители, и большая часть слушателей. Через пару недель после премьеры в консерватории Маратынцев должен был выступать в Английском дворике, в концерте, организованном Сомовым.

А в это время вернулся с гастролей профессор Любистов – признанный во всём мире мэтр, учитель и наставник Маратынцева, и захотел послушать «найденные» произведения. Юрий пригласил его на своё выступление в Английском дворике. А Владимир, вовремя подсуетившись, уговорил самого Любистова сыграть во втором отделении. Словом, ожидалось нечто сверхъестественное! Билеты разлетелись мгновенно.

Алекс был взволнован вдвойне: он наконец-то услышит свои сочинения в исполнении мастера, к тому же Лера, не умолкая, расхваливала Любистова, и кот был в предвкушении удовольствия от игры музыкального гуру.

В маленьком концертном зале Английского дворика яблоку было негде упасть, со всего музея собрали стулья, всё равно не хватало, люди толпились за дверью, в фойе. Лера держала сумку с Алексом на коленях и ощущала каждое его движение. Сначала кот дёргался и метался в нетерпении по сумке, а когда Маратынцев заиграл, замер и, кажется, даже не дышал. Лера забеспокоилась и во время аплодисментов тихонько царапнула сумку, кот ответил тем же. «Неужели можно играть ещё лучше?» – удивлялся Алекс, наслаждаясь игрой Юрия.

Увы! – проверить это ему не удалось… Ощущая себя самым несчастным из ныне живущих, на втором отделении концерта кот практически ничего не слышал. То, что произошло в антракте, перевернуло всю его жизнь…

В зале было душно, и после первого отделения все вышли в фойе, распахнув окна. Сумка с Алексом осталась стоять на стуле. И он невольно подслушал разговор Маратынцева и Любистова.

– Юра, – серьёзно, вполголоса заговорил профессор. – Эти найденные произведения… Они красивые, техничные, ты их прекрасно исполнил, но я не советую тебе выступать с ними на ответственных концертах, а тем более за границей.

– Но почему, Алексей Петрович? Я как раз хотел… Через неделю еду в Германию, у меня там мастер-класс, возможно, дам пару концертов.

– Юра, это всего лишь подделка под 17 век, а написана гораздо позже. Возможно даже, в наше время. Обрати внимание: во второй части третья строка – так не писали в те времена, в третьей части посмотри – после форшлагов… И большой палец тогда почти не использовали, до Баха, разве что Куперен немного. Смог бы ты восемью пальцами это сыграть?

Алекс был буквально раздавлен. После концерта, уже в машине, хозяева обратили внимание на странное поведение кота. Он даже не захотел вылезти из сумки.

– Что случилось, малыш? – испугалась Лера.

– Это музыка так на него подействовала, он у нас впечатлительный, – засмеялся Сомов, но и он почувствовал беспокойство.

– Спроси у него, может, болит что-то? – обратилась Лера к Володе, зная, что он способен слышать кошачью речь.

Она взяла кота на руки:

– Солнышко, ты не заболел?

И вдруг… явственно услышала:

– Я не солнышко и не малыш! Я – неудачник!

– Алекс! – ахнула Лера. – Я слышу тебя! Володя! Ты тоже слышал? Но почему – неудачник? Ты замечательный, талантливый кот!

Тот, не говоря ни слова, бросил в её сторону предостерегающий взгляд, и всю оставшуюся дорогу угрюмо молчал. Лера безуспешно гадала, что так расстроило кота. Насколько она могла понять, его сочинения были исполнены прекрасно и понравились слушателям. В чём же дело?

. . .

Прошло несколько дней. Всё это время кот был мрачен и молчалив. Он пытался разобраться в своих чувствах. – «Ну, что ты разнюнился? – говорил он сам себе. – Какая тебе разница, к какому времени отнесли твою музыку? Главное, она всем нравится!»

И тут же с горечью отвечал себе: «Она нравится не сама по себе, все думают, что ей три сотни лет и что её написал какой-нибудь великий композитор того времени».

Погода за окном соответствовала его внутреннему состоянию. Однажды, возвратившись под вечер с работы, Лера обнаружила своего любимца на подоконнике уткнувшимся мордой в холодное стекло.

– Что там можно разглядеть? – воскликнула она. – Ноябрь на дворе! Темнотища и дождь!

И кот ответил ей… стихами:

Ноябрь на дворе. Забыто лето,

И мелкий дождь сменяет мокрый снег.

Глядишь в окно, там серый тусклый свет,

А чаще вообще не видно света.

– Так ты не только музыку пишешь?! Хорошие стихи – грустные, зато правдивые. Противный месяц – ноябрь! У обычных людей хоть четвёртое – нерабочий день, а у меня – сдача очередного номера журнала. Впору на работе ночевать!

У Сомова тоже выдалась тяжёлая неделя, в этот день он вернулся очень поздно. Кот уже был в объятиях Морфея. Стараясь не разбудить его, Володя с улыбкой поманил Леру к компьютеру. Лера прочитала:

Закон природы: бурное веселье,

Когда от счастья прыгает весь дом,

Всегда проходит, тяжкое похмелье

Идёт за ним, и меркнет всё кругом.

– Это ты что ли у нас в депрессию впала? Или, может, наш мурлыка?

– Зря смеёшься! Это действительно твой уникальный зверь сочинил!

– Ну и ну! – Володя только головой покрутил в изумлении.

На следующий день Алекс дописал начатый сонет и прочитал Лере.

Стихи-то Лере понравились, но очень огорчила последовавшая за этим просьба. Кот хотел, чтобы Лера уничтожила все диски с его музыкой! Она пообещала, но… не смогла это сделать. А просто унесла их из квартиры Сомова и спрятала – «до лучших времён».

В квартире теперь стояла тишина. Кот писал стихи, по-прежнему, полные грусти. Впрочем, это было неудивительно: и людей многих охватила осенняя депрессия. Дождь ноябрьский всё лил и лил, иногда ненадолго сменяясь мокрым снегом. Лужи тогда превращались в сплошную мокрую кашу, которую не всякая обувь выдерживала.

. . .

А в последнее воскресенье ноября, после неожиданно морозной ночи, вдруг наступила зима! Грязные лужи исчезли, будто их и не было. Снег, чистый, пушистый, за несколько часов, пока люди спали, скрыл всю неприглядность поздней осени.

Уезжая по делам, Лера заглянула в комнату попрощаться с Алексом и отметила, что кот, сидя на подоконнике, очень внимательно смотрит во двор.

Выйдя из подъезда, она увидела знакомую кошку Элен. –- «Не на неё ли уставился наш молодец? – усмехнулась Лера. – А что ж, она очень даже ничего!»

Лера угадала: Алекс, в самом деле, высматривал Элен. Кошка шла от гаражей к детской площадке, грациозно ступая по узкой, только что протоптанной в пушистом снегу, тропинке, время от времени стряхивая с себя крупные хлопья снега. Проводив взглядом машину Леры, Алекс снова отыскал Элен, она, съежившись, сидела в песочнице под грибком. Кот почувствовал, как ей холодно: «Ну почему она не идёт домой, в тёплую квартиру?» Он знал от Сомова, что Элен не бездомная кошка.

Как будто почувствовав его взгляд, пушистая красавица подняла голову и посмотрела на Алекса. Он и сам не заметил, как махнул ей лапкой, приглашая к себе. Кошка поднялась, размяла лапы, потянулась и неторопливо двинулась в сторону подъезда.

Квартирную дверь кот открыл, запрыгнув на рядом стоящую маленькую тумбочку. Элен вошла засыпанная снегом и принесла с собой чудесный зимний запах чистоты. В тепле снег растаял, и мех оказался слипшимся, придавая Элен жалкий вид и этим смущая её. Впрочем, пока Алекс как истинный кавалер потчевал гостью, она согрелась, высохла, распушилась и стала восхитительна, как всегда.

– Спасибо тебе, Алекс, – смущённо сказала кошка, насытившись. – Ты не думай, я сегодня завтракала, просто на холоде быстрее обычного появляется чувство голода.

Она помолчала и спросила:

– А твой хозяин не рассердится, что я здесь?

– Ну что ты! Хозяину ты очень нравишься. Он говорит, что раньше во дворе было полно крыс… Элен, а ты, правда, их… съела?!

– Да нет, конечно. Они сами разбежались. Честно говоря, я сама крыс боюсь. Вот мышки – другое дело. Они такие нежные, мягонькие… Прости, тебе, наверное, неприятно такое слушать!

– Ну, в общем… да, Элен! Давай я тебе лучше музыку включу. Ты любишь музыку?

Кот сам удивился, как легко, без малейшего внутреннего сопротивления, он заговорил о музыке. Разумеется, Элен любила музыку, ведь её хозяйка преподавала в музыкальной школе. Они послушали любимые произведения Элен, потом кое-что по выбору Алекса, в том числе и его сочинения.

Разговоры о музыке плавно перетекли на поэзию, и тут в образовании Алекса вдруг обнаружились пробелы. Он не знал, что такое «буриме»!

– Ну что ты, Алекс, в «буриме» играть так интересно! Давай научу, – сказала кошка.

Она тут же предложила рифмы и через пару минут продекламировала строки:

Придёт декабрь, и сбудется мечта

О зимнем дне, и бедолагу-осень

Морозной сказки сменит красота,

И солнце заблестит на ветках сосен.

Алекс был потрясён! Он смотрел на кошку, совершенно забыв об ответных стихах…

– Что, не получается? – сочувственно спросила Элен. – Конечно, первый раз бывает трудно.

– Нет, нет, я уже придумал, – торопливо сказал кот и прочёл свой вариант:

Живёт во мне прекрасная мечта:

Прозрачен воздух, наступила осень,

Кругом безмолвие, покой и красота,

И недвижимы в небе кроны сосен…

Лера вернулась домой раньше обычного и, едва выйдя из лифта, услышала… музыку! Не веря своим ушам, она осторожно открыла дверь и, не раздеваясь, заглянула в комнату Володи. Звучал красивый вальс, а на диване сидели рядышком… Алекс и Элен! Кошке удалось то, что не смогли они с Володей: от депрессии не осталось и следа! Необыкновенный кот снова погрузился в волшебный мир музыки, а главное, он теперь был не одинок…

КОНЕЦ РАССКАЗА

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.