Гонка Тысяча Миль (Милле Милья) – легендарное соревнование на выносливость, названное Энцо Феррари «самой красивой гонкой в мире».
Вот такой роскошный спорткар стал идей для написания статьи. Стоял себе на парковке в районе Болгери и никому не было до него дела.
Первая Mille Miglia началась в Брешии 26 марта 1927 года. Её организаторами выступили Аймо Магги и Франко Маззотти, при поддержке журналиста Дж. Канестрини и спортивного менеджера Р. Кастаньето. Гонка не возникла на пустом месте: самый первый итальянский Гран-при проходила именно в Брешии, и многие были недовольны её переносом в Монца.
Маршрут гонки – от Брешии до Рима и обратно, составил 1600 километров, что составляет 1000 римских миль. Так и появилось поэтичное название соревнования Милле Милья.
Для проведения гонки были разработаны необычные правила. Mille Miglia проходила на дорогах общего пользования, которые даже не перекрывались. Первыми стартовали самые медленные машины, что сильно упрощало начало гонки.
В дебютном соревновании участвовало 77 итальянских экипажей на одинаковых автомобилях местной марки О.М. До финиша добралась только 51 машина. Первым победителем стал пилот Фердинандо Миноя и его штурман Джузеппе Моранди. Им понадобилось 21 час 4 минуты и 48 секунд на преодоление маршрута.
Вот как раз "та самая обычная дорога". По факту - да, обычная просёлочная дорога. Но не совсем обычная. Кто узнал? Как она называется?
Гонка проводилась ежегодно, вплоть до 1939 года. Из-за несчастного случая погибли несколько зрителей, и Муссолини принял решение приостановить соревнование. В 1940-м она проводилась по укороченному маршруту, а на период войны прекратилась вовсе. В 1947 году соревнование возобновилось в прежнем масштабе.
Примечательное событие произошло в 1955 году. Британцы Стирлинг Мосс и Денис Дженкинсон во время подготовки к гонке проехали трассу шесть раз. Дженкс делал важные пометки на рулонах бумаги, общая длина которых достигла 4,5 метров. Непосредственно на соревновании он читал свои наблюдения и жестами помогал Стирлингу.
Так появилась первая в мире стенограмма, которая помогла команде победить итальянцев, знавших местность.
Мосс и Дженкинсон также смогли установить два рекорда: самое быстрое время – 10:07.48 и самая высокая средняя скорость – 157,650 км\ч. Никто так и не побил их до закрытия Mille Miglia.
С такими скоростями гонка стала слишком опасной. «Классическая» Милле Милья была закрыта в 1957 году. Тогда, из-за неполадки с машиной погиб гонщик Альфонсо де Портаго, штурман Эдмунд Нельсон и ещё 11 зрителей.
Организаторы пытались найти приемлемый и безопасный формат соревнования. В период с 1958 до 1961 года гонка проводилась в виде ралли на магистралях с ограничением скорости и специальных участках, где можно было выжать максимум из двигателя. Но такой вариант не слишком понравился участникам, и Mille Miglia была официально закрыта.
Mille Miglia Storica
В 1977 году легендарное мероприятие возродилось в совершенно новом виде. Mille Miglia Storica стала гонкой-парадом ретро-машин.
По правилам в соревновании могут принять участие автомобили и болиды, выпущенные между 1927 и 1957 годами. Было уделено повышенное внимание вопросам безопасности, и, конечно же, введено ограничение по допустимой скорости движения. Теперь преодолеть всю трассу не получится ни за полдня, ни за сутки. Легендарная гонка стала статусным мероприятием для любителей и коллекционеров исторических автомобилей.