Найти в Дзене
Система GeniUm

Как вам выделить "правильных" менеджеров, а неправильных оставить за бортом?

Любые совпадения и ассоциации просьба считать случайными :) Эта статья не содержит гендерных намёков и не имеет цели кого-то оскорбить :)
Любые совпадения и ассоциации просьба считать случайными :) Эта статья не содержит гендерных намёков и не имеет цели кого-то оскорбить :)

Прежде всего: чем отличается «Менеджер» от «Специалиста»?

  • Специалист нужен, когда требуется выполнить определенную, понятную последовательность операций (пусть и очень квалифицированных). При этом номинально такой сотрудник может вполне называться «менеджер» (что у нас встречается сплошь и рядом).
  • Менеджер нужен, когда в ситуации неопределенности (которая каждый раз: новая, хоть чуть-чуть отличающаяся от предыдущих) нужно заново найти «лучшее решение из возможных (по критериям качества, используемых ресурсов, сроков…)».

Иными словами: менеджер нужен для решения проблем (когда «что-то нужное для дела/в бизнес-модели «сломалось», а что делать – пока не понятно»). Во всех остальных случаях, когда «понятно: что делать» (пусть и со «сломавшимся») нужен технический специалист соответствующей квалификации. Именно поэтому таким «настоящим менеджерам» принято платить (в среднем) существенно больше, чем техническим специалистам (хотя и среди них за высокую квалификацию или сложные условия труда тоже полагаются вполне себе серьезные деньги; вполне сопоставимые с заработками менеджеров). Менеджеры:

1. берут на себя риск/ответственность →

2. думают/ креативят над ситуацией внутри и за пределами

3. находят несколько альтернатив для решения и прозрачно выбирают лучшую из них →

4. запускают в работу исполнение решения, предоставляя необходимые ресурсы.

После того, как менеджер разобрался с тем: «Что в данной конкретной ситуации нужно предпринять наилучшим образом для «починки сломавшегося?» проблема исчезает, и остается пока невыполненная работа. Соответственно: и необходимость в присутствии менеджера для сопровождения исполнения работы – исчезает, на смену ему на сцену выходит специалист(ы) с нужной "технической" квалификацией.

Почему большинство технических специалистов так стремятся называться менеджерами? Потому что за такое название должности в среднем платят больше (так уж сложилось); да и социальный статус явно повыше (даже если в реальности в подчинении у такого менеджера: только папка с рекламными буклетами и прайс-листами, или он просто выписывает счета за отгружаемый товар). В эффективных организациях: менеджеров совсем мало, большинство – специалисты.

Что делать, если, считая по-честному, проблем в компании мало, а должностей менеджеров по факту много?

а). Либо создавать проблемы, загружая менеджеров (или признавая/именуя проблемными ситуации, где никакой проблемности на самом деле нет, а нужно просто выполнить понятный набор действий).

б). Либо – увольнять менеджеров (менять на технических исполнителей и платить за такую работу, соответственно, сильно меньше на радость собственников).

Представьте, что вы – по названию должности менеджер в такой организации (и ваши социальные отношения с ее руководством не гарантируют, что вы избежите увольнения при очередной «чистке»). Да к тому же – вам хочется карьерного роста (так как вместе с ним: растущие заработки и ... социальный статус, машина, досрочно погашенная ипотека и прочие радости такой короткой и нестабильной жизни...). Но заниматься вам приходится рутиной, по давно отлаженным процессам, где инициативы особо проявлять не нужно, да и опыт для её выполнения требуется не ахти какой. А ситуация на рынке труда тяжелая (экономика отказывается быстро расти, инвестиционный климат никудышный, искусственный интеллект вовсю "полями" выкашивает традиционные рабочие места…).

Какое поведение для вас является самым рациональным? :)

  • Просто работать или находить "проблемы" и следом их решать (доказывая своё право быть в статусе менеджера, и особо не подпуская к их решению конкурентов)?
  • Работать особо не привлекая внимания (принимая каждый рабочий вызов как должное) или шуметь, всячески демонстрируя свои менеджерские способности в решении проблем?
  • Заранее предугадывать и корректировать небольшие отклонения в выполняемых процессах, не привлекая к своей работе никакого внимания и "вовремя подкручивая и смазывая рабочие механизмы" или дожидаться усугубления ситуации, потом вовлекать побольше организационных ресурсов и под своим умелым руководством с разруливать "проблемы" и ждать медаль?

Здесь к месту будет сразу и ещё одну мою статью вспомнить про особенности рабочего поведения менеджеров, в которой рассматривается стремление к ясности/туманности формулировок в общении с коллегами: "Говорите проще! Как повысить качество делового общения?" размещена здесь =>

В результате размышлений родилась вот такая вот простая таблица, по которой всех менеджеров можно разделить на две условные категории:

Распечатка для офиса. Забирайте и прикрепляйте на видном месте для коллег :)
Распечатка для офиса. Забирайте и прикрепляйте на видном месте для коллег :)

Теперь возьмите (распечатайте) эту таблицу. И помедитируйте над сравнением «ХОРОШЕГО» и «ПОСРЕДСТВЕННОГО» менеджера. А дальше – попробуйте разложить персонально каждого из менеджеров:

а). значимых для вашей компании, и

б). с которыми вы локоть в локоть работаете.

Интересно получается? :)

А что будет, если повесить распечатку этой картинки в помещениях, где в вашей компании чаще всего проходят совещания/коллективные обсуждения?

Например, по моим наблюдениям, почти фантастический эффект в большинстве компаний даёт появление фразы, часто звучащей на совещаниях и в рабочих обсуждениях между коллегами: "То что вы сейчас озвучили – это не проблема! Это - несделанная работа! Ведь всё же и так понятно: что и кому нужно сделать. Берите (запрашивайте ресурсы, если очевидно не хватает располагаемых) и делайте её без лишнего шума и отвлечения остальных коллег и руководителей". Минимум в 80% случаев ситуация, которую коллеги и вы сами привыкли называть "проблемой", при ближайшем рассмотрении оказывается несделанной кем-то конкретным работой. А что делать с сотрудниками, не делающими свою работу ведь ваши менеджеры и HRы хорошо знают? :)

ПРАКТИЧЕСКИ ДАЮ ГАРАНТИЮ: через короткое время эффективность работы вырастет, а в коллективе будет оставаться все больше настоящих профессионалов, интригующих по минимуму, и искренне заинтересованных в развитии своих коллег.

Подписывайтесь на этот канал!

Репосты коллегам, боссам и правильным знакомым приветствуются!

Статья подготовлена на основе статей и отличной книги уважаемого Арташеса Газаряна "Менеджер и организация" (https://www.mann-ivanov-ferber.ru/…/p…/menedjeriorganizacia/)

Михаил Кривоносов

Смыслы → Стратегия → Инвестиции → Результаты

Business Check Up