Как и можно ли заинтересовать ребенка математикой?
Что для этого необходимо?
Два вопроса, которые часто слышат педагоги на первом занятии. Отвечать на них можно долго, да и ответ всегда будет зависеть от таких факторов, как характер ребенка, его увлечения, средняя успеваемость в школе. Знать также необходимо, насколько "запущенный" случай: вполне возможно, что ребенку и так интересна математика, только он не знает, как к ней правильно подойти.
А подходить к ней желательно не с целью "ребенок должен лучше всех решать задачи в школе!", а с "ребенок наконец заинтересуется наукой". И правда, стоит начать воспринимать математику, как область науки, а не школьный предмет, как у ребенка уже появится мотивация. Он увидит потенциал в изучении математики.
Математика безумно увлекательна. Головоломки, примеры, задачи. Все это испытания, которые хочется пройти, чтобы сказать себе "Да, я справился!". Особенно, когда они поданы в игровой форме.
Игровая форма и никакого заучивания! Превратите скучную зубрежку в игру, тот час же увидите у ребенка азарт.
Сами рассудите: почему дети теряют интерес к математике? Потому что в школе они видят следующее: им дают материал, они решают задачи и переходят к следующей теме, чтобы все повторить. Дети не понимают, зачем им это нужно. Они видят символы, которые им ничего не говорят, условия задач, которые в жизни сложно представить. Но стоит связать математику с действительностью, на примерах показывать, как её использовать в быту, так все сразу изменится.
Превратите обычную математику в увлекательные соревнования! Например, выполняйте домашние задание вместе. Кто первый решит, у кого будет правильнее ответ. Решите по отдельности, а потом сверяйте результат! И не забывайте хвалить ребёнка, ведь это будет стимулировать стараться быть ещё лучше. Ведь больше, чем достигать результата, мы любим, когда нами гордятся!
Не бойтесь награждать ребенка за успехи даже при игровой форме. Это проверенный способ мотивировать ребенка на первой стадии. В будущем от этого можно будет отказаться. Главное - постоянство и постепенность, а также не перебарщивать с наградами. Обычной сладости хватит.
А что насчет небольших самостоятельных работ? Единственное их сходство со школьными будет ограничение по времени.
Покажите самостоятельные работы в безобидном свете. Заранее зная правильный ответ, скажите ребёнку, сколько у него времени на решение хотя бы пяти примеров. Не давите на него, даже помогайте, когда видите, что в этом есть нужда. Ограничение по времени будет торопить, однако ребенок не будет чувствовать опасность (дети же боятся, что не успеют и получат плохую оценку), а значит решать будет в разы легче. Этот опыт положительно скажется на решении самостоятельных работ в школе.
Придумывая план домашней подготовки к математике, не ограничивайтесь одними примерами и задачами из учебников. Советы:
- Придумывайте задачи самостоятельно. Чем понятнее и реальнее они будут ребенку, тем легче ему будет учиться дома.
- Не ограничивайте себя одними примерами и задачами. Ребусы, головоломки, математические кроссворды, в конце-то концов. Разнообразие форматов не может не быть эффективным.
Пожалуйста, не ругайте ребенка за оценки и неудачи. Это уж точно не повысит шансы влюбить его в математику. Наоборот, у него возникнут не самые хорошие ассоциации с учебой. Нравоучения и наказания лучше оставить в стороне. Лучшим подходом будет показать свою личную заинтересованность. Как в математике, так и в успехах ребенка. Не понимает - объясняете или ищите способ объяснить.
Жесткие меры могут поселить в ребенке неуверенность в себе и в будущем смотивировать к изучению математики будет еще сложнее. Такой результат вам точно не нужен. Поэтому подходить нужно к этому обдуманно и спокойно.
Покажите личную заинтересованность! Покажите ребенку, что вам очень нравится математика и расскажите, почему. Решайте интересные и не трудные задачки, которые покажутся для ребёнка увлекательным делом. Попросите помощи и радуйтесь, что ребёнок смог решить то, что вы "не смогли".
Математика не только примеры, задачи, головоломки, ребусы, формулы и трапеции. Это счет, анализ, логика, умение распоряжаться ресурсами. Дети с каждым школьным годом все больше задаются вопросом: "зачем нам математика? Как нам пригодятся эти формулы?".
Вся суть математики не в формулах, а в процессе вычисления по этим формулам. Скорость вычисления, его правильность, то, как ребенок подходит к правильному ответу - все это применимо в реальной жизни. Ребенок может не хотеть быть математиком, но он хотел бы стать рассудительным, умным, эрудированным. Объясните ребенку истинную пользу математики. Покажите ему, что математика - это не просто наука, а увлекательный инструмент для саморазвития.
Ах да, вот еще что. Помните, что вы главный авторитет для ребенка. Влюбить в математику может воспитатель детского сада, учитель, кто угодно. Но именно вы сможете сделать это лучше всех. Дерзайте :)