В самом начале Великой Отечественной на вооружение Красной Армии поступили первые реактивные системы залпового огня БМ-13.
Они были смонтированы на базе трёхосного грузовика ЗИС-6 и прошли первые испытания сразу на фронте в июле 1941 года нанеся удар по фашистским войскам в районе города Орша.
Испытания доказали исключительную эффективность нового оружия по быстрому нанесению массированных ударов по площадным целям.
Эту простую конструкцию из труб и швеллеров начали массово производить, а так как автомобилей ЗИС-6 категорически не хватало, то артиллерийскую часть установки стали монтировать на все подходящие подвижные платформы.
Когда в Советский Союз начали поступать американские грузовики, конструкция пусковой была стандартизована, чтобы не требовалось проводить её доработок при установке на разные автомобили, катера и другие носители. Такой вариант БМ-13 получил индекс Н - нормализованная.
Например, такую систему устанавливали на грузовых автомобилях Studebaker US6.
После окончания Войны служба Катюши в Советской Армии продолжилась.
Новой базовой платформой в 1949 году стали грузовики ЗИС-151.
Система получила официальное наименование - БМ-13НН (Индекс ГРАУ - 52-У-941Б).
Следующим носителем стал ЗИЛ-157.
Этот вариант выпускался с 1958 года и назывался БМ-13НМ (индекс: 2Б7).
Финальной же версией знаменитой Катюши стала машина БМ-13НММ с индексом ГРАУ 2Б7Р, принятая на вооружение в 1966 году.
Базовым автомобилем системы стал ЗИЛ-131.
Достаточно непривычный вариант знаменитой установки.
Когда говорят "Катюша" представляется чёрно-белая кинохроника или высокий монумент со старой машиной.
А тут привычный военный ЗИЛок.
Такие машины входили в состав батарей современных РСЗО Ураган и Смерч. Они применялись для пристрелочной стрельбы и тренировок расчётов - выстрел из Катюши гораздо дешевле, чем современная 300-мм ракета того же Смерча.
На вооружении БМ-13 находилась с 1941 и до 1990-х годов, зарекомендовав себя в глазах многих поколений, простой и мощной и легендарной системой.