"Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты!" Впервые эта мысль встречается у древнегреческого драматурга и поэта Еврипида. Действительно, о человеке, его характере, ментальности, принципах можно многое сказать, если знать, с кем он дружит.
Давайте перефразируем поговорку: "Скажи мне, кто твой учитель (репетитор, наставник), и я скажу - кто ты!". Мы прекрасно понимаем, что так оно и есть, ибо "От осинки не родятся апельсинки!". Потому родители и озабочены поиском хороших репетиторов для своего ребенка, понимая, что школа и "апельсинки" - несовместимые понятия.
Сегодня хочу обсудить не качество репетитора и его роль в формировании системных знаний в головах ученика. Об этом мы уже говорили, и еще говорить будем. Предлагаю для обсуждения совершенно необычную для России (очень надеюсь, что скоро все изменится), особую роль учителя (репетитора, наставника) в судьбе абитуриента... на этапе поступления в ВУЗ. Чтобы все стало понятным, давайте, вернемся на 14 лет назад, в прошлое.
2005-й год. Еще нет никакого ЕГЭ. Абитуриентов зачисляют в ВУЗы по результатам вступительных экзаменов (для медов - химия, биология, сочинение). Все экзамены письменные со сложными заданиями. Как вы помните, коррупция процветала, международные отношения не были испорчены и многие абитуриенты предпочитали уезжать на учебу в другие страны, выбирая престижные зарубежные университеты. Две мои ученицы (обе - Наташи) решили поступать на медицинский факультет Оксфордского Университета. Среди необходимых документов для предоставления в приемную комиссию значились всевозможные рекомендации. Мамы девочек обратились и ко мне. В моей практике это было впервые. У меня были ученики, которые после окончания медицинского ВУЗа уезжали в другую страну и удачно сдавали экзамены на подтверждение диплома. Но до 2005 г. никто даже не пытался поступать в престижный зарубежный ВУЗ. Я написала рекомендации, к каждой - приложила копию диплома, который был выдан мне ВАК после защиты кандидатской диссертации.
Для справки
ВАК - Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, центральный орган в области присуждения ученых степеней и званий в РФ и обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. ВАК контролирует работу советов по защите диссертаций, разрабатывает нормативную базу в области присвоения ученых степеней и званий, выдает дипломы кандидата и доктора наук, аттестаты доцента и профессора, определяет перечень научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов кандидатских и докторских диссертаций.
Мамы обеих Наташ обратились к нотариусам, которые перевели мои рекомендации и копии дипломов на английский язык и заверили мою подпись. Приложив все это к остальным документам, девочки с родителями отправились в Англию. Каково было их удивление, когда в приемной комиссии приняли только рекомендации, отложив в сторону заверенные копии моего диплома ВАК. Оказывается, моя фамилия есть в "какой-то международной базе" научных работников и преподавателей. Там перечислены все мои научные работы, открытия мирового уровня и уровня СССР, статьи и патенты. Мои работы хорошо известны в международном научном сообществе, в том числе, в медицинском, поскольку многие из них легли в основу изучения механизмов возникновения онкологических заболеваний и разработки новейших лекарственных препаратов от рака. Во время собеседования один из членов приемной комиссии удивленно переспросил у Наташи и ее мамы: "Вы у самой Богуновой занимались или, все-таки, работали с ее учениками?!" Получив ответ о том, что преподавателем была именно я, Наташе предложили поступать "на гранты" (аналог нашего целевого направления - платит организация, но на них нужно будет потом отработать). Мало того, поскольку имя преподавателя имело существенный вес, Наташу освободили от вступительных экзаменов по химии и биологии, оставив только собеседование и экзамен по английскому языку. Аналогично прошло собеседования со второй моей ученицей. В общем, обе девочки благополучно поступили (без экзаменов, бесплатно), отучились и закончили один из самых престижных мировых ВУЗов. Обе осталась жить и работать в Англии.
Это был первый случай в моей педагогической практике, но далеко не последний. В период 2005-2014 гг. в престижные мировые ВУЗы поступили более 20 моих учеников.
Сегодня существенно поднялся уровень образования в нашей высшей медицинской школе, а международные отношения испортились, поэтому многие абитуриенты предпочитают оставаться в России. Это замечательно - Родина перестала "терять мозги". Но я о другом.
Давайте, проследим динамику уровня заданий и результатов ЕГЭ, проходного балла в ВУЗы и уровня абитуриентов за последние три года.
1) Уровень сложности заданий ЕГЭ резко увеличился
2) Дотошность проверки работ ЕГЭ выросла до фанатизма
3) Баллы ЕГЭ по профильным предметам становятся выше
4) Проходные баллы в ВУЗы увеличиваются
5) Качество абитуриентов резко снижается
6) Результаты экзаменов летней сессии 1-го курса падают
Выводы делать вам. Хочу лишь процитировать слова Пауло Коэльо, бразильского прозаика и поэта: "Можно купить дом, но не очаг; можно купить кровать, но не сон; можно купить часы, но не время; можно купить книгу, но не знание; можно купить положение, но не уважение; можно заплатить за доктора, но не за здоровье; можно купить душу, но не жизнь; можно купить секс, но не любовь..."
Как ВУЗам выбрать действительно толковых абитуриентов, которых можно научить и сделать из них настоящих специалистов? Не нужно открывать велосипед. Посмотрите на опыт ведущих мировых университетов - собеседование, вступительные экзамены, рекомендации преподавателей. И конкурс на каждом этапе!
Считаю, что значимым при зачислении в ВУЗ также должно стать ИМЯ наставника (репетитора), того кто закладывал в голову ученика системный фундамент знаний, определяющий дальнейшее профессиональное формирование специалиста!
В противном случае, как только растает лед международных отношений, наши абитуриенты снова поедут на Запад. Лично я этого не хочу! Надеюсь, Родина солидарна со мной!
Я решила ежегодно по результатам зачислений писать серию статей-рекомендаций. Каждая будет посвящена одному из учеников. Надеюсь, мои публикации помогут ВУЗам лучше рассмотреть своих студентов и станут одним из направляющих факторов в жизни моих детей от химии и биологии. Мои ученики - самые лучшие!!!
Серию статей вполне логично открывает один из лучших моих учеников - Ноэль Кан (300 баллов!), который в 2018 г. был зачислен на бюджет лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Сейчас Ноэль - лучший студент медицинского университета!
Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова