Найти тему
Russos

Станция «Лубянка» — исторические артефакты

Строители приступили к сооружению на прежнем месте двухсводчатой станции. Для того чтобы обеспечить более мощный покров юрских глин, способный защитить от плывунов, своды станции заглубили примерно на 3 метра. По измененному способу работ в первую очередь сооружались своды. Уже уходя с совещания Московского комитета, каждый из метростроевцев видел перед собой совершенно ясную картину предстоящей работы и точно знал свое место в ней.

Цитата из книги «Как мы строили метро» М.: История фабрик и заводов, 1935. (полную версию главы про станцию «Дзержинская» (сейчас «Лубянка») вы можете прочитать по этой ссылке.

Эту книгу я прочитал довольно давно — примерно в 2000/2001 году. А в январе 2003 года я ехал в кабине машиниста по Сокольнической линии и увидел, что при следовании от Чистых прудов тоннель имеет странную конфигурацию в районе Лубянки. В какой-то момент он из круглого превращается в подковообразный и свод становится на несколько метров выше, чем надо. Потом свод делает «ступеньку» и становится нормальным. Видимо это и есть следствия изменения проекта. Т. е. когда было принято решение о заглублении станции «Лубянка», то перегонные тоннели от Чистых прудов были уже в целом построены. Поэтому пришлось провести реконструкцию построенного участка, чтоб опустить лоток на необходимую отметку.

Собственно этот исторический артефакт вы и можете увидеть на фотографиях ниже

I путь, вид в сторону Лубянки. Ступенька во всей красе
I путь, вид в сторону Лубянки. Ступенька во всей красе
II путь, вид подковообразный тоннель в сторону станции «Чистые пруды»
II путь, вид подковообразный тоннель в сторону станции «Чистые пруды»
II путь, сопряжение подковообразного тоннеля и нормального
II путь, сопряжение подковообразного тоннеля и нормального