Высказать своё мнение, подкрепить его аргументами и опровергнуть точку зрения противника - именно в этом заключается суть дебатов. Самое сложное и жизненно необходимое - определить правила игры “не берегу” и чётко им следовать. Дебаты — отличный способ развивать умение учеников слушать друг друга, строить своё высказывание связно, логично и ставить оппозиционную точку зрения под вопрос. Ещё это отличное средство научиться задавать правильные вопросы и отвечать на вопросы противников, что пригодится не только на экзаменах, но и в повседневной жизни.
Итак, первое и важное, правила. Сразу скажем, их не должно быть слишком много, они должны быть адаптивны и выведены самими детьми. Займёт это не так много времени, но играть по правилам придуманным самостоятельно, гораздо интереснее, чем по навязанным учителем. Роль учителя - объявить на нужные правила:
- Не перебивать. Пожалуй, что может быть важнее. Если мы кого-то перебиваем, то мы попросту не уважаем собеседника.
- Говорить только в строго установленное время. Устанавливать лимит просто необходимо, иначе дебаты могут длиться вечность.
- Высказываться по существу. Как говорится, нет необходимости “лить воду”, чем конкретнее ваша речь, тем больше шансов убедить нейтральную сторону.
- Не оскорблять оппонента. С этим всё вроде понятно, но… когда дело касается задетого самолюбия, может произойти непредвиденное.
- Использовать только проверенную информацию. Да, это сложно, но оно того стоит. Именно таким образом ученики понимают необходимость перепроверять информацию и искать источники достоверной информации.
С правилами определись, но одних правил для дебатов точно недостаточно. Обращаем внимание на тему. Она должна быть актуальной, близкой детям и спорной, т.е. мы точно знаем, что она вызовет дискуссию.
Нет какой-то волшебной стратегии дебатов, но в наших силах сделать дебаты необычными и продуктивными. Эти стратегии помогут ученикам научиться мыслить критически, приводить аргументы и как следствие, лучше писать эссе.
- Four Corners Debates (Дебаты в четырёх углах). Всё что нужно это прикрепить 4 надписи strongly agree, agree, disagree, strongly disagree в разных углах класса, выбрать тему и дать ученикам 5-10 минут обдумать своё мнение. В начале дебатов предлагаем ученикам занять угол, который лучше всего отражает их точку зрения. У каждой группы есть 3-4 минуты обсудить аргументы и выбрать спикера. Каждый спикер презентует свою позицию. В это время остальные ученики могут перемещаться в другие группы. Цель - собрать группу как можно больше.
- Trivial Triads (Тривиальные триады). Заранее готовим от 3 до 5 разных тем дебатов, лучше всего если они будут смешными, необычными или даже глупыми. Делим учеников на группы по 3 человека. Каждый раз предлагая тему для дебатов, 2 ученика будут обсуждать, а третий будет судить и предоставлять обратную связь. Чтобы процесс не был бесконечным лучше придерживаться тайминга:
- 1 минута - утверждение,
- 1 минута - противоположное мнение,
- 1 минута - контраргумент первого спикера,
- 1 минута - контраргумент второго спикера,
- 90 секунд - обратная связь от судьи.
3. Silent Debates (Безмолвные дебаты). Готовим 6-8 тем для дискуссии и записываем их на разных листах бумаги, оставляя как можно больше места для аргументов учеников. Развешиваем листы по классу. Делим учеников на группы по количеству тем для обсуждения. Каждая группа должна за отведенное время написать аргумент за или против на своём листе бумаги. После того как время вышло, команды переходят по часовой стрелке к следующему утверждению. В конце можно обсудить все варианты.
Благодаря дебатам и непринуждённой обстановке, ученики перестают бояться выступлений, активнее участвуют в обсуждении и учатся обосновывать свою точку зрения.
Продуктивных дебатов и активных учеников!
Надежда Марушан