Окончание рассказа. Первую часть читайте здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5d25b16b520a9b00ae3c889b/sumka-nabitaia-razmyshleniiami-5d470b4e86c4a900adc373a8
Так мы и помирились. Утро воскресенья было совсем другим — радостным и светлым. Как сказала бы Манька, не кислым, в отличие от прошедшей недели. Я готовила завтрак, весело напевая, и суетилась на кухне. Бывший — то есть, нет, снова любимый! — сидел за столом.
— А ты ведь не рассказала про выставку, — вспомнил он вдруг. — Что за выставка, интересная?
— Современного искусства. Занятные инсталляции. Человек, утративший своё лицо и приобретший взамен свободу, мечты под грозным остриём портновских ножниц и равнодушие к малышу в целлофановом футляре, намотанном на самодельный проволочный каркас.
— И всё?
— Нет, там ещё было… — я не могла признаться ему, что перестала понимать происходящее вокруг после его звонка, — но что-то запамятовала. Видно, не впечатлило… Хочешь, на сайте посмотрим?
— Давай, — согласился Паша.
Я пододвинула ноутбук и открыла сайт, посвященный выставке. Ого, сколько фотографий, восторженных отзывов и даже несколько свежих статей от критиков! Я вчера многое упустила, похоже…
— А что за композиция «Размышления»? — заинтересовался благоверный. — Ею все здесь так восторгаются.
— Не помню, — пожала я плечами, — давай глянем.
Перешла по ссылке и тут же ахнула. На фотографии — размером в полэкрана — тумба с камнем, пепельницей и моей сумкой. Какой кошмар! Я же совсем забыла про неё, услыхав, кто мне звонит… Побежала к окну и бросила сумку с остатками хлама на тумбе! А это была вовсе не тумба, а самая что ни на есть художественная инсталляция!
Надо же, «Размышления». И что пишут?
«Композиция, ставшая её главным украшением выставки «Связь поколений». Пронзительная метафора, поражающая своей невообразимой глубиной! Каждая деталь-штрих инсталляции заставляет задуматься о главном, вечном, утраченном. «Размышления».
Тумба, как знак принадлежности индивида к своей эпохе — охватывающей несколько поколений — ты чувствуешь её дух вместе с автором, хранителем времени, который присутствует здесь незримо.
Мир? Что в нём? Перед нами пепельница и несколько окурков… Пепел и тлен — то, чем жил человек, на что надеялся, о чём мечтал — всё исчезло, обратившись в дым.
Душа окаменела и кажется, нет больше выхода, но человек решается заглянуть в себя — что в нём осталось? На первый взгляд, ничего — истертая оболочка, как поношенная ручная кладь, набитая хламом.
Но приглядитесь, прочувствуйте, вдумайтесь: вы поймете истинную суть бессмысленных на первый взгляд вещей и, наконец, прозреете!
Сумка открыта, а это значит, что ещё осталась вера в доброе, светлое и прекрасное. Открытая сумка — это Любовь! Любовь, которая не требует доказательств, которая не просит и не обещает, а лишь открывает себя… И хлам вдруг, вопреки традиционным представлениям, оказывается бесценным сокровищем.
Чеки? Или, быть может, невысказанные вслух мысли, исчезнувшие слова, которые ещё есть, живы, они не успели утратить свой смысл, и, несмотря на бездушие цифр, они воскреснут!
Камни? Уверенность, оплот — то, что не даёт опустить руки в трудные времена. Это не камни, это твёрдость человеческого духа!
Кошелёк — не аксессуар для хранения купюр, это вместилище драгоценных талантов. Тех талантов, которые мы не зарыли в землю, вопреки библейской притче, а припрятали до того дня, когда почувствуем, что готовы раскрыть их.
Газовый баллончик с истекшим сроком годности тоже не случаен — чтобы стать Человеком, нужно искоренить в себе Зло. Не запереть его в клетку, не поразить молнией гнева, не уничтожить, а изжить, чтобы оно потеряло свои разрушительные свойства (как теряет свои свойства ядовитый газ в просроченном баллоне) — и тогда Зло перестаёт существовать.
Видно, что идея инсталляции не пришла к автору в одночасье, он пестовал её много лет, чтобы однажды раскрыть, сотворив необычайный шедевр, и теперь мы с вами можем в полной мере восхититься и проникнуться им».
Я читала статью, чувствуя, как холодеют руки и ноги и потягивает где-то в области солнечного сплетения. Надеюсь, что автор не обнаружит в потайном кармане визитку бывшей владелицы. И не найдет ту, что совершила акт художественного вандализма, водрузив драную сумку на его композицию.
Статья была не единственной. Прочие критики тоже отметились похвальбой, и каждый восторгался по-своему. Восторгался…. Сумкой и тем хламом, что был внутри. Моими чеками, камнями, газовым баллончиком и фантиками от конфет. Как стыдно…
— Знакомая очень сумка. У тебя похожая была, — промолвил задумчиво Пашка.
— Я свою выбросила на днях, — тут же выкрутилась я.
Вечером мне позвонила обескураженная Манька.
— Слушай, я только что в новостях видела сюжет, посвященный выставке. Блин, мы же твою сумку там оставили. Теперь за неё автору обещают дать какую-то премию.
— Ну, раз премию, то ещё ладно, — вздохнула я, — значит, он не станет мне мстить за позор.
Так и вышло. Сумка не только получила премию, но и обрела неслыханную популярность, сделавшись общепризнанным эталоном современной художественной мысли. У неё началась новая жизнь. Теперь она гастролирует вместе с автором по Европе, в то время как я тихо пью чай с Пашкой и Манькой у себя дома.
Иногда я вижу её в культурных новостях и шлю воздушные поцелуи. Париж, Копенгаген, Амстердам, Осло, Стокгольм... Кажется, у неё всё сложилось прекрасно — они с автором счастливы и знамениты.
© — Юлия Черкасова, 2016